Особенно почитаемой фигурой среди историков и церковных деятелей является Владимир Великий или Красно Солнышко. Еще бы, ведь совершить такое великое событие – Крещение Руси, объединение русских земель. Не зря его поставили в один ряд со святыми апостолами.
История нас учит, что, будучи новгородским князем, Владимир одолел своих братьев Ярополка и Олега, занял киевский престол и совершил исторические реформы. Об этом указано в самом авторитетном документе тех лет – «Повести временных лет», автор которой Нестор Летописец. К сожалению, неясными остаются причины расправы над старшими братьями. Неизвестна также судьба десятков тысяч язычников, населяющих Русь в то время, но уж точно сладко им не пришлось. Об этом история или историки умалчивают.
Факты из жизни Владимира упоминаются в летописях, которые написаны через сто лет после его правления. И на самом деле личность полу легендарная. Потому что кроме летописей, больше о нем информации нет. Известно, что княжил в Новгороде, но отец Святослав недолюбливал новгородцев и сына своего туда в ссылку сослал.
Однако есть и другие исторические документы. Старший сын Святослава Ярополк занял киевский престол после смерти отца. Имел хорошие отношения с соседними государствами, состоял в браке с дочерью немецкого герцога Конрада, собирался жениться на Рогнеде Полоцкой. Проводил денежную реформу в княжестве. Хорошо относился к христианам, не притеснял их и даже состоял в переписке с Папой.
О брате Владимире из Новгорода нет никаких известных истории данных. Фактических достижений вообще не зафиксировано. Кроме этого известно, что мать его, ключница княгини Ольги Малуша исповедовала иудаизм. А сын ее Владимир во всем подчинялся матери и ее брату Дабрану. Поэтому не питал теплых чувств ни к христианам, не к религии вообще. Ярополк же напротив, очень лояльно относился к христианам, что зафиксировано в исторических документах. За это даже от народа получал порицание.
Существует альтернативная версия крещения. Предположительно, Владимир, нападая на Киев, потерпел поражение и был убит. Будучи киевским князем, Ярополк крестил Русь, и его следовало канонизировать.
Единственным косвенным подтверждением существования такого князя является «»Повесть временных лет», написанная в эпоху правления Владимира Мономаха в 12 веке. Сам он вошел в историю, как последний собиратель русских земель. Однако в этой истории тоже нестыковка. По предположениям, именно с его подачи «Повесть...» была написана, а некоторые факты искажены. Так, Рогнеда была не женой Ярополка, а Владимира. И Ярослав мудрый не Ярополка сын, а Владимира. Тогда и креститель Руси тоже должен стать Владимир, а не Ярополк, что больше соответствует действительности.
В связи с давностью лет и минимальным количеством информации, особенно о Владимире, сложно отличить, что было на самом деле, а что додумали. Однако большие сомнения в том. Что к принятию христианства Владимир был как то причастен.