Найти в Дзене
Marviher Club

«ИСТОРИЯ ФОРМОЗЫ» АВАНТЮРИСТА ДЖОРДЖА САЛМАНАЗАРА

Одной из самых невероятных мистификаций 18 века была история, связанная с харизматической, таинственной персоной – Джорджа Салманазара. Этого джентльмена впервые увидели в столице Великобритании в начале 18 века. Чем он занимался и откуда взялся свидетелем тех событий, было неизвестно. Сегодня, кстати, ситуация с этой одиозной личностью ничуть не прояснилась.

Салманазар опубликовал свои собственные «Мемуары», в которых говорилось: « за пределами Европы я не был рожден, не обитал, и не скитался в поисках приключений. Вся моя жизнь до исполнения 16 лет прошла в южных ее провинциях». Если связать концы с концами, дата рождения Джорджа приходилась на 1679-1680 годы, а детские воспоминания о первых годах жизни касаются южных регионов Франции. В шестилетнем возрасте паренька приютили монахи-францисканцы в своей школе. Джордж проявлял исключительные способности к лингвистике, поэтому был определен в класс к старшим ребятам.

А в последние школьные годы его воспитанием занимались иезуиты и доминиканцы. Попытки Салманазара попробовать на себе профессию учителя, не увенчались успехом. Раздосадованный юноша решил ступить на рискованную стезю мошенничества: на публике он нарек себя ирландским пилигримом, которого нещадно преследуют в родной стране, и который страстно желает добраться до самого Рима.

Нет смысла скрывать, что жизнь скитальца была переполнена захватывающими дух приключениями. Сорвиголова Джордж был завербован в полк благородного герцога Мекленбургского под чужим именем некрещеного японца по имени – Салманазар (так в древних библейских преданиях величали одного из персонажей 4-й книги Царств). Он отстаивал языческую веру и ругался до исступления с приятелями на религиозную тему, поддерживал язычников. Во время священной службы Джордж обращался лицом к солнечному диску и бормотал про себя какие-то слова на родном говоре.

В начале 1702 года, полк Салманазара был переведен в Слейс. На должности губернатора там заседал коренной шотландец – бригадир Д. Лоудер. Когда до него дошли слухи о странном японском язычнике, у губернатора возникла идея – пригласить погостить к себе Салманазара, нескольких офицеров и Александра Иннеса, капеллана шотландского полка. Во время визита в покои губернатора, Салманазар переспорил самого священника д’Амальви – авторитетного оратора в вопросах религии. Капеллан Иннес был под впечатлением от победы упорного Салманазара и предложил ему заменить язычество истинной верой, пригласив Джорджа в Англию.

Салманазар поведал каппелану дивную историю о том, как он был вывезен миссионерами с Формозы (месторасположение современного Тайваня) и доставлен во французский Авиньон, где попал под угрозу обращения в католическую веру. Он был вынужден бежать и без раздумий завербовался в армейское подразделение. Капеллан дал Салманазару простое задание – написать перевод отрывка из выступления древнеримского философа Цицерона на формозском языке. Джордж спокойно выполнил задачу. Однако, по прошествии некоторого времени, Иннес попросил его еще раз перевести ту же речь. При этом, оба перевода имели просто разительные отличия.

До разоблачения обманщика оставался всего один шаг, но капеллан решил присоединиться к Джорджу и стал его помощником в организации будущих мистификаций. Именно Инесс предложил переделать выдуманную легенду Салманазара, для которого более правдоподобно выдавать себя за обитателя Формозы, чем выходца из далеких японских островов. После занятного «обращения» в христианскую веру, капеллан вызвался крестить Салманазара. В качестве крестного отца выступал - Д. Лоудер, чьим именем был наречен новообращенный.

Недолго думая, Иннес отправил послание лондонскому епископу, доктору Комптону, которое касалось «новообращенного» язычника. Удивленный епископ похвалил капеллана и позвал его и Джорджа к себе в Лондон, чтобы Салманазар преподал уроки формозского языка его людям. После обучения они должны были отправиться на Формозу и обратить в христианство местное население.

В середине 1703 года Салманазар с Инессом прибыли в Роттердам. Жители Голландии с большей долей скептицизма встретили его проповеди. Чтобы выглядеть благонадежнее, Джордж на глазах у удивленной толпы схватил кусок сырого мяса и стал жадно его уплетать вприкуску с кореньями и травами. Тем самым он демонстрировал свою принадлежность к коренному населению Формозы, где эти яства были обычным делом. В итоге, напарники-мистификаторы очутились в столице Туманного Альбиона, на приеме у Лондонского епископа. Англичане сомневались в честности проповедников не меньше голландцев. К счастью «формозца» он чуть было не был разоблачен в ходе подробных расспросов. На руку самозванцам сыграло то, что европейцы практически ничего не знали о жителях далеких азиатских государств.

Салманазар снискал славу у местной публики. Общественность с искренним любопытством и нескрываемым восторгом воспринимала пилигрима, родом из экзотической страны. Даже представители королевской семьи с диковинкой наблюдали за похождениями странной неразлучной парочки. Иннес продумывал ходы, как можно выгодно воспользоваться текущим положением и предложил собрату-аферисту перевести на формозский язык священный трактат и задокументировать историю возникновения Формозы.

Блестящее владение тонкостями языкознания Салманазар принялся за написание масштабного сочинения про «Историю Формозы». Благо за последние годы ему довелось овладеть 6-ю языками, в числе которых был – латинский язык. Используя труды голландского географа Бернхарда Варена «Описание Японии» и рассказы Кандидия о жизни и быте жителей Формозы, Салманазар начал придумывать свое повествование. Через 60 дней книга с вымышленными персонажами увидела свет.

В конце 1704 года, рукопись была переведена на английским, человеком по фамилии – Освальд. Спустя пару дней читатели смогли ознакомиться с публикацией исторического и географического описания Формозы авторства Д. Салманазара, уроженца вышеуказанного острова, который проживает в Лондоне. В 1705 французские и германские издательства тоже дали зеленый свет книге Салманазара.

Неожиданно, Джордж вступил в серьезное противостояние с иезуитом, отцом Фонтенеем, который до их личной встречи 18 лет провел на острове Формоза. В конце зимы они схлестнулись в публичной словесной перепалке в Королевском обществе. Невероятно, но Салманазар вышел из спора победителем: его слова звучали так убедительно, что участники заседания поверили ему, а не Фонтенею. Джордж поведал им, что остров считается собственностью японского императора, а не является владениями Китая, как твердо утверждал его оппонент.

Салманазару задали один каверзный вопрос: «Почему его кожа имеет светлый оттенок, а не смуглый, как у жителей Азии?» Аферист умудрился выкрутиться и из этой щепетильной ситуации, объяснив это тем, его род принадлежал к элитному, статусному сословию Формозы и они вынуждены были жить под землей, куда не проникал солнечный свет.

Авторское произведение Салманазара относят к весьма искусным художественным творениям. Джордж поведал читателю, как на его родной остров приплыл отец де Род из ордена иезуитов который скрывался под личиной японского верноподданного и стал заниматься обучением аборигенов латыни. Странник убедил Салманазара поехать в Европу. Во Франции его насильно удерживали 15 месяцев, пытались обратить в христианскую веру, однако ему посчастливилось избежать встречи с инквизиторами. Далее фантазер повествовал о захватывающих путешествиях, забавных случаях из военной службы, судьбоносному знакомству с капелланом Иннесом и связях с английской церковью.

Ещё больше интересной информации на нашем сайте

https://marviher.club

Наш канал в телеграм

https://t-do.ru/joinchat/AAAAAEHED09Wyn-x573JFw