Найти тему
Планета Железяка

Рулевой прогресса часть 1.

Приветствую Вас дорогие друзья! Сегодня я познакомлю Вас с большой статьей 1969 года в которой Вы узнаете много интересного про забытую ныне науку кибернетику, а именно рассуждения о ее сути. Для удобства чтения статья разбита на 2 части. Статья оцифрована и отредактирована под платформу Яндекс Дзен. Приятного Вам чтения.

Порой нам начинает казаться, что великие ученые прошлого с нечеловеческой, почти сверхъестественной проницательностью предвидели ход развития и крупнейшие открытия науки и техники.
Древние греки уверенно говорили о существовании атомов. Леонардо да Винчи оставил после себя рисунки реактивного двигателя, Платон упоминал о... кибернетике. Да, да, Платон, живший почти две тысячи лет назад! После него Ампер тоже вспомнил О кибернетике в своих «Очерках по философии наук» в 1834 году.
Но не будем приукрашивать прошлое. Кибернетика Ампера, а уж Платона и подавно, так же похожа на сегодняшнюю, как гусиное перо летописца на современную ротационную печатную машину. И все же они — «родственники».
С древних времен люди почувствовали, что управлять, маленькой деревней или большим государством, — сложное искусство. Желаемый результат редко достигался простым путем. Поэтому-то Платон и Ампер считали, что кибернетика — искусство управления государством — должна относиться к разряду наук.
Однако эта наука существовала... лишь в умах двух мыслителей. Правители и политики прекрасно обходились без нее, по собственному усмотрению решая судьбу своих подданных. Ни для чего другого кибернетика пока понадобиться не могла.
Рисунки из "Лудаш Мати" (ВНР)
Рисунки из "Лудаш Мати" (ВНР)
И правда, вплоть до XX столетия другого объекта управления не было.
Возьмем такой важный показатель прогресса, как производство энергии. Еще в середине прошлого века 94% ее добывалось мускулами человека и животных и лишь жалкие 6% вырабатывались примитивными и маломощными машинами.
Наш век стал началом эры машин. Без них не обходится теперь ни одна сфера человеческой деятельности. Эта гигантская, растущая с каждым днем машинная армия потребовала для своего питания огромного количества энергии, которую сегодня также вырабатывают машины. А на долю мускульной энергии выпадает теперь меньше 1 % от всего производства.
И вот тогда появился новый объект управления — Машина.
Надо было научиться повелевать ею, использовать наилучший из возможных способов. Одного искусства управлять стало мало. Чтобы человек не заблудился в хаосе им же созданной техники, на штурвал прогресса должна была лечь уверенная рука науки.
Ведь как сказал еще Кант: «В каждом знании столько истины, сколько математики».
Можно считать, что наука об управлении — кибернетика — родилась в 1948 году с выходом в свет книги американского профессора математики Норберта Винера «Кибернетика или управление и связь в живых организмах и машинах». С этого времени, побеждая скептицизм одних, настороженность других и непонимание третьих, новая наука начала триумфальное шествие, поставив своего создателя в один ряд с величайшими умами человечества.
Иногда кибернетику называют теорией автоматов, употребляя слово «автомат» в его первоначальном значении — «самодействующий». А раз машина должна действовать сама, она обязательно будет иметь две основные части: управляемую систему — ту, что непосредственно выполняет работу, и управляющую, которая этой работой руководит.
Одно из главных свойств управляемой системы — способность менять свое поведение при воздействии на нее. Не каждая система способна на это. Мост, например, почти бесчувствен к любого рода воздействиям. Коротко можно сказать, управление — это выбор.
В таком случае задача управляющей системы — так организовать воздействие, чтобы результат работы оказался наилучшим. А что это конкретно значит, лучше посмотреть на примере, ставшем уже классическим и вызвавшем нескончаемую цепь подражаний.
Английский психиатр и инженер (редкое и счастливое сочетание!) Грей Уолтер, обратив внимание на аналогию между нервной системой человека и системой управления машин, сконструировал двух «механических черепах».
Позже их назвали «кибернетическими». «Черепахи» повели себя настолько «разумно», что даже заслужили имена. Одну Уолтер назвал Эльси, другую — Корой.
Внешне это были маленькие тележки с электрическим моторчиком и аккумуляторами. На месте глаз у них красовались фотоэлементы. Эльси и Кора, никогда не сталкиваясь друг с другом, ползали по комнате до тех пор, пока не начинали чувствовать «голод», то есть необходимость подзарядить свои аккумуляторы.
Тогда они направлялись к штепселю, который находился по свету лампочки, заботливо зажженной их хозяином. Встав в специальное стойло-станочек, «черепахи» ртом-вилкой, расположенным на передней панели, тыкались в розетку и «пили» электричество до тех пор, пока батареи не перезаряжались.
Рисунки из "Лудаш Мати" (ВНР)
Рисунки из "Лудаш Мати" (ВНР)
Как же удается бездушной путанице конденсаторов и проволоки проявлять столь незаурядную сообразительность?
Давайте посмотрим.
О чувстве голода «черепашкам» сигнализирует вольтметр. Надо добираться до штепселя. Но где он? Об этом через фотоэлемент сообщает лампочка-маяк. Так Эльси и Кора своими датчиками непрерывно собирают информацию.
Полученную информацию надо обработать. И фотоэлемент преобразует свет лампочки в электрический ток, идущий в систему управления колесами.
Управляющая система должна понять сигнал и в зависимости от него дать команду рулевому моторчику повернуть колеса на больший или меньший угол. Получается цепочка: информация — сигнал— действие.
Автор: В. Латышев

Продолжение статьи будет только завтра :(