В прошлом посте я подняла тему работы без выходных и эмоционального выгорания. Были запросы рассмотреть эту тему глубже, поэтому продолжаем разговор.
Официальное определение
Burnout («эмоциональное выгорание»), СЭВ — общее физическое и эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного перегруженностью в профессиональном взаимодействии с людьми и необходимостью принимать участие в решении их проблем.
Из этого следует, что основная группа риска — это люди, работающие в сфере «Человек-человек». Психологи, врачи, социальные работники, учителя. Это классика из учебников. Менеджеры продаж, операторы колл-центров, специалисты тех.поддержки — фигурируют в литературе реже. По новым данным, риск развития СЭВ есть и у программистов, бухгалтеров и представителей разных профессий.
Отдельная категория — молодые мамы. На эту тему также появляются исследования.
Короче, в зоне риска — практически все профессиональные (и не только профессиональные области).
Тогда почему одни выгорают, а другие — нет?
Можно работать по 16 часов в сутки и не выгорать. А можно читать лекции на полставки и через год — привет, СЭВ.
Одна из главных и неочевидных причин — мы пытаемся работой компенсировать свои травмы, заполнить пустоту, убежать от проблем в других сферах жизни.
Если есть предписание «Будь лучшим», желание доказать, страх ошибиться, быть непризнанным, кривые установки, риск выгорания повышается.
При прочих равных факторах (график работы, конфликтные клиенты, атмосфера в организации и т.д.) именно наши травмы и нерешенные проблемы в других областях определяют будет у нас выгорание или нет.
Первые признаки эмоционального выгорания
- хроническая усталость, проблемы со сном;
- головные боли, метеочувствительность, проблемы с пищеварением, ВСД;
- постоянная тревога о работе — вы боитесь что-то забыть, не успеть сдать проект, ошибиться в мелочах;
- сложно переключиться и перестать думать о работе в нерабочие часы;
выходных явно не хватает, чтобы отдохнуть; - вы часто задерживаетесь на работе, доделывая хвосты, чужие задачи;
вы не видите результатов своей работы; - постоянное ощущение цейтнота и «горящих дедлайнов» ;
- свои обязанности все чаще хочется сделать формально и так, чтобы все отстали;
- вам сложно принимать решения — как на работе, так и в обычной жизни;
- скука, разочарование, «день сурка», «жизнь проходит мимо»;
- вы избегаете общения, уходите «в себя», хочется спрятаться, чтобы никто не трогал.
Знакомо ли вам что-то из перечисленного? Поделитесь, как вы с этим справляетесь?
P.S. В следующем посте расскажу о профилактике и самопомощи.