Директор Украинского института анализа и менеджмента политики, политолог Руслан Бортник в интервью порталу Союзного государства даёт прогнозы о перспективе белорусско-украинских отношений в свете прихода к власти Владимира Зеленского и доминирования в Верховной Раде страны пропрезидентского блока «Слуга народа»; рассуждает о роли Беларуси в мирном урегулировании конфликтных ситуаций, а также о стремлении Украины с помощью белорусской платформы наладить новые каналы коммуникаций с Россией.
– По результатам прошедших парламентских выборов абсолютное большинство мест в Верховной Раде завоевала пропрезидентская партия «Слуга народа». Как эта победа отразится на внешней политике Украины?
– Действительно, около половины мест по партийным спискам – 42% – и больше половины мест по мажоритарной системе, т.е. приблизительно 125-130 мест из 199 завоевала партия «Слуга народа». Теперь она получила право единоличного формирования большинства в Верховной Раде. Необходимое большинство в украинской Раде составляет 226 депутатских мест, а «Слуга народа» уже сегодня сконцентрировала приблизительно 250, то есть с запасом.
Это означает, что внешняя политика Украины, как и внутренняя, в ближайшее время будет сконцентрирована в руках лично Президента. Возможно, по согласованию с Западом, возможно по согласованию со своим окружением, Президент назначит своего премьер-министра и свое правительство. Таким образом, можно говорить о том, что Украина перешла в фазу чисто президентской республики и теперь Президенту подконтрольны и парламент и правительство.
Во внешней политике последствия такого выбора украинского народа пока прогнозировать сложно, поскольку она в значительной мере будет зависеть от воли лично Президента.
До выборов Президент демонстрировал готовность идти на непопулярные шаги: и компромиссы в части мирного урегулирования на Донбассе, и готовность бороться с внешним влиянием, и в то же время незыблемость прозападного внешнеполитического курса. Однако вместо «еврофанатизма», который был характерен для П.Порошенко, сегодня Украине представляют «еврореализм»: построение западного развитого общества, а уже потом присоединение к западным институтам и организациям, таким как Европейский союз или НАТО.
Победа партии Зеленского была, действительно, ошеломляющей, а голосование в значительной мере – протестным – против всех политических элит. Поэтому все политические силы проигрывали «Слуге народа» в одинаковой мере. Голосование проходило с серьезным запросом на «сильную руку». Социологи говорят о том, что у порядка 60-70% граждан Украины есть запрос на «сильную руку», поэтому неудивительно, что наиболее популярным иностранным лидером является А.Лукашенко: у него более 60% поддержки.
Этот запрос на «сильную руку» и протестное голосование и привели к тому, что за «Слугу народа» проголосовало такое огромное количество людей. Но у этой ситуации есть свои нюансы. Дело в том, что явка была очень низкой, и в сухом остатке за «Слугу народа» проголосовал только каждый пятый украинец. Больше половины украинцев не пришли голосовать: они не верят никому Поэтому несмотря на огромный уровень легальности, уровень легитимности всё же будет хромать из-за мнения остальных 80% населения. Новому Президенту и его политической силе предстоит ещё бороться.
– На прошлой неделе стало известно, что Александр Лукашенко принял приглашение своего украинского коллеги лично принять участие в работе второго Форума регионов Беларуси и Украины в Житомире. Как в этой связи Вы оцениваете вероятность формирования личных взаимоотношений между двумя президентами?
– Я думаю, здесь есть огромный позитивный потенциал для сотрудничества. Мне кажется, что А.Лукашенко и В.Зеленский в чем-то похожи. И положение наших стран в чем-то похоже: между Востоком и Западом, под серьезными попытками внешнего давления со всех сторон и создания кризисных ситуаций в экономике. Поэтому Беларусь и Украина несколько похожи: в обоих странах у власти находятся амбициозные лидеры, которые поставили перед собой задачу построения прежде всего суверенных государств: и экономически, и политически.
Думаю, что исходя из этого, симпатия между двумя лидерами фактически предопределена. С учетом огромной роли, которую играет сегодня Республика Беларусь в мирном урегулировании на Донбассе, в переговорном процессе, я думаю, что эта личная симпатия может трансформироваться и в хороший политический результат.
Хотелось бы, чтобы белорусско-украинское сотрудничество сейчас в большей мере наполнялось практическим смыслом: торговыми соглашениями, общими политическими позициями. Тем более, что Беларуси нужна Украина как возможный мост для коммуникаций с ЕС: мы по этому пути прошли уже намного дальше, и на основе нашего опыта уже можно делать выводы. А Беларусь нужна Украине как мост для коммуникаций с евразийским пространством: Россией, бывшими советскими республиками и др.
– Вы отметили, что лидеры Беларуси и Украины в некоторой степени похожи. В интернете часто шутят по поводу того, что В.Зеленский в чем-то копирует поведение А.Лукашенко, как Вы это можете прокомментировать?
– Скажем так, образ В.Голобородько (персонажа В.Зеленского в сериале «Слуга народа», – зам.ред.) близок к образу А.Лукашенко.
Я думаю, что все амбициозные люди похожи. Все люди, которые хотят быть лидерами в своих странах, государственными деятелями, а не просто президентами, по-своему чем-то похожи: и А.Лукашенко, и Д.Трамп, и В.Зеленский, и Э.Макрон, и В.Путин. Их отличает независимость, готовность принимать сложные решения, глубокая эмоциональная вовлеченность во всё то, что происходит в их государстве.
– В то же время Форум регионов России и Беларуси, проходивший в Санкт-Петербурге, на прошлой неделе уже завершил свою работу. Неожиданностью для многих стал приезд на мероприятие украинского политика Виктора Медведчука и его переговоры с Александром Лукашенко и Владимиром Путиным. Как на Ваш взгляд эти переговоры могут быть восприняты официальным Киевом и можно ли говорить о том, что эта встреча в конечном итоге отразилась на электоральной поддержке партии В.Медведчука «Оппозиционная платформа – За жизнь»?
– Уверен, что отразилась, потому что и коммуникация с российским лидером – это серьезная тема войны и мира в Украине, и коммуникация с очень популярным в Украине белорусским лидером, безусловно добавила рейтинговых очков партии В.Медведчука. Однако здесь непростая ситуация в связи с тем, что В.Зеленский и его окружение пытаются выстроить свои каналы коммуникации и иногда они очень ревниво относятся к попыткам разного рода посредников и других политических групп конкурировать на этом направлении. Пока здесь есть конкуренция инициатив, целеполаганий и зон для коммуникации. Думаю, со временем будет найден баланс, всё же В.Зеленский представляет официальную коммуникацию, а В.Медведчуку может отойти часть горизонтальной коммуникации, то, что называется общественно-политической коммуникацией. Но пока напряжение внутри Украины в отношении конкуренции за каналы коммуникаций с Россией и Беларусью чувствуется.
– Предложение Владимира Зеленского провести в Минске новые мирные переговоры в так называемом «нормандском формате+» было поддержано Президентом Беларуси Александром Лукашенко. Как Вы оцениваете реальную возможность проведения таких переговоров?
– Думаю, что это предложение В.Зеленского было в какой-то мере эмоциональной реакцией на раздражители, которые формировали конкуренты В.Зеленского. Я уверен, что Беларусь поддержит любые переговоры, которые будут проходить в Беларуси или с участием Беларуси. Но мы видели заявления со стороны американских партнеров: дважды Госдепартамент дал знать, что США не готовы и не видят целесообразности их участия в переговорах. Я думаю, что была бы проблема и с привлечением к этим переговорам Британии, в силу позиции и России, и Франции.
На сегодняшний день в Украине много говорят и о переговорах в так называемом «будапештском формате», куда должны войти все страны, которые давали гарантии безопасности Украины в обмен на отказ от ядерного оружия в 1994-1996 годах (Украина, Россия, Великобритания, США). Но я сомневаюсь в эффективности этого формата в силу того, что все участники Будапештских соглашений сегодня являются постоянными членами Совета безопасности ООН, а Совбез ООН в свою очередь не может найти компромисса по украинскому кризису.
Поэтому, мне кажется, если говорить о расширении переговорного формата, нужно его расширять сбалансированно. То есть привлекать туда не только США и Великобританию, но, возможно, и Китай, и Беларусь, только уже не как «стол для переговоров», а как полноценного участника. Но перед этим нужно провести тяжелую и незаметную дипломатическую работу, чтобы эти страны не отказывались от участия и тем самым не дисквалифицировали инициативу Президента.
Источник: Портал Союзного государства