Сегодня в только что придуманной рубрике "Препарируй это!" мы задумаемся о природе популярной песни и секретах хитостроения.
Как же устроен ХИТ?
Почему одни песни популярны (даже если они примитивны, глупы, пошлы, а певец - безголосый идиот), почему же, напротив, умные, музыкально богатые и одухотворённые песни, исполненные искусно и задушевно могут быть совершенно не известны широкой публике?
В этом есть даже какая-то обидная закономерность. "Руки вверх" на слуху уже много лет со своим "восемнадцать мне везде", а вот группа Мегаполис выпустила упоительный альбом "Из жизни планет" в память о неснятых фильмах шестидесятых годов и что? Звучат ли его божественные проигрыши из каждой тачки? Нет, не звучат. Так в чём же дело?
Разумеется дело в грешной человеческой природе.
1. В нашей природе есть неискоренимая потребность в ритме. В звуках мира мы ищем порядок. Ритмично стучит наше сердце. Самый популярный темп песни - 120 ударов в минуту, так пульсирует кровь здорового оживлённого человека. Приплясывающего в хорошей компании. А если этому человеку дать барабан, то он начнёт лупить в него самый любимый среди Хомо Сапиенсов размер такта - 4/4! Этот размерчик и звучит во многих рок-н-ролльных хитах. Итак, человек должен притопывать и прихлопывать в такт популярной песне.
2. Современный человек не может прихлопывать и притопывать неограниченно долго, как это делали в первобытных племенах; сегодня многочасовые камлания даже под 4\4 не прокатят. Поэтому время популярной композиции - не больше 3 или 4 минут. Дальше современный человек отдыхает, кричит, свистит, улюлюкает, а затем снова готов прихлопывать и притопывать. Но не больше 4 минут! Если рок-группа хочет заявить себя как "андеграунд" или "недлявсех", то одним из методов отстройки от пошлого мейнстрима может послужить значительное удлинение композиции (вот они - упоительные долгоиграющие проигрыши у Мегаполиса и Роберта Смита).
3. Структура популярной песни стандартная : вступление - куплет - припев - куплет - припев - куплет - припев (раза 2 или три).
4. Повторения очень важны! Повторяются музыкальные и текстовые фразы. Повторяются, повторяются и повторяются...Вводят в транс.
5. В каждой популярной песне есть так называемый "хук" - это такой "крюк", который вцепляется в память и заставляет постоянно прокручивать песню в мозгу: "два кусочИка колбаски", "у-утекааай..", "рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет..".
6. Мелодия. Лучше, если она есть. Если она одна. Понятная и приятная.
7. Аккордов не должно быть много.
8. Смысл у популярной песни должен быть таким, чтоб каждый слушатель, не особо задумываясь, принял его всеми фибрами как воздух. Чаще всего это простое изложение самых насущных (экзистенциальных можно сказать) проблем: она ушла; он ушёл; я умираю от любви; я живой и хочу выпить, вокруг отличные друзья; я ничего не хочу, жизнь не справедлива, всё враньё; она улыбнулась, теперь я счастлив и хочу танцевать...
9. Вокалист должен быть соблазнительно поющим харизматиком: хороший голос плюс привлекательный образ. Сладкий мальчик, плачущий мачо, обаятельный психопат, загадочный вампир, - любимые образы певцов. Но главное - образ.
10. Песня должна звучать везде и всюду. Тут уже ярко проявляется работа "раскрутчиков".
11. Популярная песня совпадает с ожиданиями и воплощает тайное желание больших групп людей. Какое, милые, у нас настроение на дворе? "Не выходи из комнаты" или же "Вперёд, заре на встречу"?
Вот такая и песня.
Постскриптум.
Да, британские учёные (а они существуют!) в лондонском Голдсмитс-колледже провели исследование, посвящённое нахождению формулы идеальной популярной песни. Учли множество факторов. В итоге, составил своеобразный хит-парад популярных песен.
На вершине этого хит-парада оказалась.....та-дам!
Smells Like Teen Spirit группы Nirvana!
А ведь хорошая песня всё-таки.
Подписывайтесь на канал, друзья, ставьте палец вверх:)