Найти тему
Газета Солидарность

Мелочь на жизнь

Пишут, Минтруд опубликовал в пояснительной записке к закону о размере пособий по безработице прогноз: безработица среди “предпенсионеров” вырастет в 2020 году в полтора раза. По сравнению с этим показателем в 2019-м. А потом удалил такую аргументацию. В том смысле, что роста пособий законопроект не предусматривал: они должны были оставаться прежними - от 1500 до 11 300 рублей в месяц. Но рост числа потенциальных пенсионеров требует увеличить расходы бюджета. Поэтому вначале рост расходов оправдали. Но оправдали, как выяснилось вскоре, аполитично. Из окна персонального автомобиля. И потому - текст быстро переправили.

Пишут, что министр экономического развития Орешкин спрогнозировал социальный кризис в 2021 году, вызванный долгами населения по кредитам. У нас, как мы знаем, полстраны сидит по горлышко в потребительских кредитах, а еще часть - в ипотечных. Напомню, что в 2021 году у нас снова выборы. То есть министр как бы смело вторгся на территорию политических прогнозов и примерно предсказал политические последствия экономических решений. Вопрос о том, насколько сам министр экономического развития влияет на экономические решения, оставляем в стороне.

Внезапно выяснилось, что медианная зарплата большинства работающего населения страны составляет примерно 34 тысячи рублей. Медианная зарплата - это средняя точка зарплаты, если отбросить 10% самых богатых и самых бедных. Все удивились. Ну, как все? Те, кто до этого всерьез воспринимал декларируемую среднюю зарплату - “среднюю температуру по больнице” - как истинные доходы большинства населения. И здесь мы пощадим их нервы, не говоря о модальной зарплате. То есть о той, которую получает самая большая группа работающих. Она еще меньше.

Я привожу все эти оговорки, прогнозы и внезапные прозрения к тому, что в принципе - всем все известно. Стоит копнуть чуть поглубже.

Действующая модель распределения доходов не обеспечивает экономического роста, основанного на потребительском спросе населения. Точнее, спрос есть. Но денег у населения все меньше. Население берет деньги в долг у банков. И не вполне понимает, чем отдавать долги. Да и банки - не уверен, что понимают, получат ли обратно эти долги.

А действующая модель распределения расходов приводит ко все большим тратам у основной массы работающих. Потому что основная масса работающих не может быть инвесторами, для которых есть налоговые льготы. И не может быть собственниками, для дивидендов которых также есть налоговые льготы. Она может быть “группой лиц, действующих по чужому предварительному сговору”, являющейся жертвой повышения НДС, роста цен на ЖКХ, роста цен на бензин. Про вывоз мусора молчим.

Может ли население пережить такую нагрузку относительно спокойно? Иногда может. Во время Великой Отечественной войны были государственные займы, которые через принудительную, по сути, подписку на них изымали часть зарплаты работников. Но у нас-то войны нет. Да и те государственные и хозяйственные руководители - хотя они жили получше, чем большинство граждан, но и работали, испытывая риски не в пример нынешним. То есть имелся определенный баланс справедливости в общественном понимании. Сейчас этот баланс утрачен. Более того, сегодня даже те многочисленные случаи, когда разных начальников за нарушения закона преследуют правоохранительные органы (правильно или облыжно - другой вопрос), подчеркивают масштаб действующей несправедливости в глазах все той же крупнейшей группы работающего населения (24%), которая получает от 15 до 20 тысяч рублей в месяц. И это мы еще не подсчитали - на сколько ставок работают эти люди?

В кинофильме “Свадьба в Малиновке” персонаж Попандопуло высказался вполне конкретно: “Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера”. И продолжить можно словами Нобелевского лауреата, поэта Иосифа Бродского: “Взгляд, конечно, очень варварский, но верный”.

Впрочем, обычай делать в России катастрофические прогнозы, которые потом не оправдываются, - это тоже традиция. И не такое видали.

Александр Шершуков, главный редактор "Солидарности"