Если оценивать отношения между Россией и Бразилией и их способность выйти на тот уровень, который был во времена Лулы да Силвы и Дилмы Руссефф, то если разделить сотрудничество на экономическую и политическую составляющие, в экономической составляющей есть существенные перспективы. Сохранить тот же уровень, а может быть и нарастить его, увеличив товарооборот и количество взаимных проектов. Сейчас это происходит, считает Дмитрий Разумовский, эксперт клуба «Валдай», врио директора Института Латинской Америки РАН.
Эксперт также отметил, что на уровне политического и институционального сотрудничества (плотность официальных контактов не только по линии глав государств, правительств или глав МИД, но и работы уровня пониже: рабочих комиссий и групп по экономическому сотрудничеству) с 2015-2017 гг. произошла пауза. И пока не заметно инициатив с бразильский стороны по активизации работы по этому направлению. При президентах Лулу и Дилме Руссефф Бразилия видела в России глобального партнёра с точки зрения противодействия США. Это было как в рамках двустороннего сотрудничества, так и в рамках БРИКС.
Лула да Силва проводил линию на лидерство Бразилии среди всех развивающихся стран в глобальном Юге. Эта линия неизбежно упиралась в необходимость балансирования роли стран коллективного Запада, как с точки зрения двусторонних отношений Бразилии с этими странами, так и с точки зрения различных международных организаций и многосторонних форматов. И Россия, и Бразилия и в рамках БРИКС, и в рамках двусторонних форматов последовательно отстаивали идею увеличения доли развивающихся стран в МВФ, во Всемирном банке, расширения их присутствие в различных международных организациях. Самый яркий пример – это вопрос реформирования Совета Безопасности ООН. В этом плане наши страны выступали как союзники. Были амбициозные проекты в БРИКС, выходящие далеко за рамки объединения, – это так называемая «интеграция интеграций».
«Бразилия как крупная развитая страна с отлаженными институтами и сильным гражданским обществом, которое выступает как некий противовес многим идеям Болсонару, например, америкоцентричности (имея в виду США), будет преследовать прагматичные цели – торгово-экономическое, технологическое сотрудничество сохранится и будет преумножаться. Сейчас один из главных инвестиционных проектов России в Бразилии – это проект компании «Акрон», одного из крупнейших российских производителей азотных удобрений, по приобретению двух газоперерабатывающих активов Petrobras, поскольку Petrobras выставил непрофильные активы на приватизацию. Акрон изучает возможность приобретения двух заводов по производству мочевины. Это будут наши крупнейшие инвестиции в Бразилии. Очень развивается технологическое сотрудничество», — добавил эксперт.