Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор Гульзия Бейсенбекова
При ежедневном творческом подходе к процессу преподавания и обучения, проводится наблюдение и анализ действий учащихся на уроках по использованию образовательных ресурсов сети Интернет, предлагаемых образовательной программой, выявляются новые информационные образовательные ресурсы, адаптация которых проводится в ежедневном учебном процессе. Предоставляемые образовательные порталы и сайты просматриваются и анализируются учителем на усвояемость материала, доступность языка изложения, глубину материла в соответствии с образовательной программой, учитываются возрастные особенности ученика и здоровьесберегающие факторы. Такой подход поможет ученику эффективно распределить время и закрепить изучаемый материал.
Учащиеся обрабатывают и отбирают необходимую информацию из электронных ресурсов: учебников, справочников, энциклопедий, таблиц; читают чертежи, схемы, графики, осуществляют систематизацию информации, что способствует развитию индикаторов функциональной грамотности у учащихся, как информационной и коммуникативной. В результате у учеников появляется мотивация к созданию творческих работ: постеров, брошюр, выпуск газеты, мультфильмов, документального фильма, исследовательских проектов.
Информационные и коммуникативные технологии — это движущая сила в среде образования. И сочетание (интерграция) цифровых технологий с образовательными ресурсами, дает больше возможностей для улучшения качества обучения, преподавания и подготовки к урокам. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в школе способствует повышению мотивации учащихся к предмету, развивает навыки самостоятельного обучения и школьных ценностей, формирует информационно-коммуникационные компетенции.
В современном, постоянно меняющемся мире учителя и ученики должны уметь приспособиться к нововведениям, применять приобретённые знания и умения в новых для себя ситуациях.
Какие возможности видят в цифровизации?
Одна из положительных возможностей для ученика — развитие навыков самостоятельного обучения. Самостоятельная работа — важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность учащихся при закреплении полученных знаний, навыков, умений при подготовке к учебным занятиям. Различают следующие виды самостоятельной работы с информационными и цифровыми материалами:
1) работа с печатными и электронными источниками;
2) самостоятельный поиск учебного материала на образовательных платформах, просмотр (прослушивание) видеоресурсов с последующим анализом;
3) создание проекта (продукта) с использованием инструментов ИКТ.
Возможности самостоятельного обучения у учащихся при использовании ИКТ в учебном процессе:
1) для сотрудничества в осуществлении совместных проектов — практика сетевого взаимодействия;
2) развитие познавательной активности учащихся через обмен опытом и дискуссии при дистанционном общении.
В настоящее время для общения, сотрудничества, передачи и хранении предметной информации, существует действующий образовательный веб-сайт Edmodo, используемый в учебном процессе. Предлагаемые услуги веб-сайта широкие: это создание не только групп по классам, но мини-групп по проектно-исследовательским работам, по подготовке к экзамену по внешнему оцениванию в 10-12 классах, а также управление образовательным процессом через общение с родителями и коллегами по школе, где происходит обмен идеями, проблемами и полезными советами. Edmodo помогает учителю поддерживать связь с классом, проводить оценивание предоставляемых работ. Это безопасная образовательная площадка, где создается банк ресурсов, документов и Интернет-ссылок. С учетом индивидуальных способностей и стилей обучения, ученикам предлагаются следующие ресурсы: аудио и видео- материалы, текстовая и презентационная информация, виртуальная лаборатория. Каждый ученик пользуется доступными ресурсами для саморазвития и саморегуляции.
Например, на проведенном уроке по теме: «Распознавание пластмасс в составе отходов и определение способов утилизации» в 10 классе, на стадии вызова, предлагается ученикам деловая игра: «Вы режиссеры и сценаристы документального фильма о длительном сроке службы пластика и последствиях его влияния на окружающую среду». Для направления деятельности учащихся предлагаются задания:
1) Снять и смонтировать короткое документальное видео, в котором:
- объяснить людям из 1900 года, какие выгоды и проблемы пластмасса принесёт в их мир (одна группа);
- необходимо отразить современную проблему пластмассовых отходов в мире (вторая группа);
- как можно уменьшить количество пластмассовых отходов, какие из этих способов используются в настоящее время? (обе группы).
На выполнение задания отводится одна неделя. Учащиеся проводят обзор литературы, поиск информации, и находят ответы на поставленные вопросы. В результате улучшаются навыки самостоятельной работы с инструментами ИКТ и умения выбирать необходимую информацию. На этапе фокусировки происходит обсуждение более подходящего сценария для создания документального фильма, основываясь на информациb о пластмассах: аддитивных и конденсационных. В результате у учащихся формируются навыки коммуникации, систематизации и анализа материала. На следующем этапе генерации идей проводится исследовательская беседа. В беседе группы выдвигают идеи:
- Альтернатива аддитивным пластикам – это биоразлагаемые пластики (полиэфиры и полиамиды).
- Утилизация пластмасс: трудность переработки в тщательном разделении, а также в промывке пластикового мусора.
- Уменьшить поступление пластмассовых отходов в окружающую среду: повторное использование, страхование ответственности предприятий, система «залог-возврат».
Учащиеся приобретают навыки синтеза и умение применить полученные знания по физике, биологии. При выборе идей учащиеся составляют критерии оценивания:
- понимают преимущества используемых полимеров;
- приводят аргументы вреда выбранных полимеров;
- экономическая проблема отходов синтетических полимеров и биополимеров;
- безопасная утилизация полимерных отходов для окружающей среды.
На следующем этапе каждая группа создает документальный фильм о вреде, пользе и утилизации пластика. Созданные продукты выставили для обсуждения среди учащихся 10 классов для сравнения с другими работами. Для получения обратной связи: уточнение и улучшение будущего решения.
Какие цифровые инструменты уже помогают в работе?
Инструменты ИКТ, используемые в учебном процессе, предлагается классифицировать на четыре типа:
1) Информационные инструменты — приложения, предоставляющие информацию в различных форматах (например, текст, звук, графика или видео). Примеры включают мультимедийные энциклопедии или ресурсы в Интернете.
2) Исследовательские инструменты — системы, помогающие учащимся изучать окружающую среду, позволяющие «испытать» на практике полученные знания. Такие системы включают моделирование, обучающие игры и виртуальную реальность.
3) Инструменты конструирования могут использоваться для управления информацией путем реализации идей и презентации мыслей. Например, инструменты приложений в социальных сетях позволяют учащимся организовывать свои идеи или размышления, оформлять свои мысли и делиться ими с другими.
4) Коммуникационные инструменты-приложения, которые облегчают связь между учителем и учащимися или между учащимися в удаленном присутствии (в пространстве, времени) в классе. Важные примеры — электронная почта, электронная видеосвязь и электронные форумы. [1]
Для формирования навыка XXI века — информационно-медийной грамотности и цифровой культуры, а также углубленного изучения предмета, в ежедневном учебном процессе используются следующие образовательные ресурсы:
1) Проект Twig-Bilim включает ресурсы, которые удобны для использования как в классе, так и дома. Содержит тысячи фильмов, интерактивных заданий и мультимедийных материалов, созданных на основе школьной программы;
2) Образовательная платформа Bilimland.kz, основанная на передовых достижениях мировых лидеров электронного обучения;
3) Образовательный ресурс, признанный во всем мире Би-би-си (http://www.bbc.co.uk/schools/gcsebitesize/science/add_aqa_pre_2011), BBC Teach предлагает бесплатные уроки в школах по всей Великобритании через канал YouTube и через архив материалов, который находится в BBC Bitesize;
4) Сhemguide — ресурс, помогающий понять основы неорганической и органической химии;
5) Кhan Аcademy предоставляет бесплатное образование мирового класса и предлагает практические упражнения, учебные видеоролики и персонализированную обучающую панель, которая позволяет учащимся учиться в классе и за его пределами.
Формы самостоятельной деятельности учащихся при выполнении домашнего задания.
Тема: «Влияние факторов на скорость химической реакции».
Задание: Создание анимации. Ученица свой продукт «Скорость химической реакции» предоставила на канале YouTube.
Тема: По темам, связанным с производством химических соединений в Казхастане.
Задание: Составление и защита презентаций учащихся 9-10 классов.
Тема: Химия кремния — Группа 14 (IVА) 9 класс;
Задание: Составление и защита графики по теме: «Кремний в полупроводниковой промышленности» 9 класс.
Тема: Топливо 10 класс;
Задание: Составление и защита графики по теме: «Источники углеводородных топлив в Казахстане» 10 класс.
Тема: Синтетические полимеры (пластики);
Задание: Создание минипроектов (короткий документальный фильм), объясняющих людям из 1900 года, какие выгоды и проблемы пластмасса принесет в их мир, по теме: «Применение пластика и его переработка» 10 класс.
Тема: Расположение электронов в атомах;
Задание: Создание мультфильма по теме «Строение атома» 8 класс.
Тема: Мини-проект «Приготовление и испытание природных индикаторов";
Задание: Учащиеся 7 классов в домашних условиях получали природные индикаторы из свеклы, простые химические реакции моркови и лепестков розы.
Развитие навыков мышления у учащихся происходит через вовлечение их в планирование и оценивание экспериментов. Работы учащихся представлены в социальной сети Facebook.
С какими сложностями сталкиваются?
Наряду с положительными результатами в процессе преподавания и обучения, есть области дальнейшего развития. Выявление проблемных зон по SWOT-анализу.
Сильные стороны:
Альтернативные формы получения образования в 21 веке учащимися.
Интеграция знаний по предметам естественно-математического
направления.
Слабые стороны
Большинство учащихся не умеют использовать предметно-тематическую информацию из СМИ (газеты, журналы), интернет ресурсов. Анализировать числовую и математическую информацию по предмету. Концентрация и внимательность учащихся не на высоком уровне.
Возможности
Обучение на протяжение всей жизни.
Формирование навыка XXI века — информационно-медийной грамотности и цифровой культуры.
Угрозы
Поверхностное собирание фактов приведет к тому, что глубина понимания предмета искажается.
Не умение использовать специфичность предмета, то есть конкретное использование химической лексики и терминологии.
Основная проблема, наверное, в грамотном использовании навыков применения компьютерных технологий при выполнении индивидуальных и коллективных проектов с использованием различных программных приложений для предмета, что может являться тормозящим фактором развития ИКТ компетентности ученика. Но в ежедневном учебном процессе развиваются навыки самостоятельного поиска, критического анализа и оценки информации, компьютерной грамотности, полиязычия и глобальной гражданственности. Формирование данных навыков позволят учащимся, выпускникам школы, молодым специалистам быть востребованными в современном мире.
Как меняется роль педагога в мире, где цифра меняет все?
Учителя получили возможность использовать разные источники для подготовки к учебным занятиям. Правильное предоставление образовательных ресурсов сети Интернет ученикам, умение использовать функции мультимедийного проектора на уроках, управление виртуальной лабораторией по химии, оценивание достижений учеников на уроке через программы — позволило учителям расширить интеграцию предметов, как химия и информатика.
В данном процессе роль учителя, как фасилитатора, внедряющего компоненты личностно-ориентированной педагогики в учебный процесс. Инструментами, поддерживающими личностно-ориентированное обучение, являются также ресурсы виртуальной лаборатории. Ученики приобретают инструмент, с помощью которого можно экспериментировать без ограничений пространства или времени, они доступны круглый год, в отличие от школьных лабораторий, ограниченных конкретным местом, и в течение ограниченного времени, овладевают навыками работы на компьютере, что можно считать навыками обучения в течение всей жизни, и виртуальные экспериментальные действия выполняются без риска для здоровья и физической нагрузки. Например, на образовательном сайте Королевского химического сообщества «Изучай химию», имеются более четырехсот захватывающих практических экспериментов, которые демонстрируют химические концепции и процессы. Этот пакет включает в себя популярную серию Nuffield Foundation и серию «Практическая химия» Королевского химического общества. Весь предоставленный контент был проверен на здоровье и безопасность в сотрудничестве с CLEAPSS. На образовательном сайте Bilimland.kz (Виртуальная лаборатория) предлагаются 23 симулятора, используя их ученики наглядно усваивают сложные закономерности и научные явления. Виртуальные лаборатории являются важным цифровым инструментом, развивающие у учителей и учащихся компетенции, и навыки исследования путем экспериментов, командной работы, общения между учащимися посредством совместных действий, и повышения мотивации к научно-исследовательским проектам.
С каким ограничивающими факторами сталкивается учитель?
Трудности:
- обработка информативного материала у учителя занимает больше времени;
- ученикам необходим дифференцированный подход в обучении с учетом их стилей обучения, что требует от учителя более тщательной подготовки к уроку;
- многие источники созданы на английском языке, что препятствует усвоению материала учениками, у которых языковой барьер;
- несмотря на переводчик в Google, при переводе может быть потеряна суть изучаемой ключевой лексики и терминологии по предмету;
- привыкание к компьютерной технологии вызывает зависимость и у учителя, и у ученика;
- некоторые темы по химии (особенность предмета) хорошо усваиваются учениками при просмотре видео-, аудиоресурсов, а у некоторых учеников нет доступа к сети Интернет.
Таким образом, несмотря на, возникающие трудности, использование инструментов ИКТ в учебном процессе оказывает положительное влияние на развитие навыков исследования и самостоятельной работы у учащихся. Применение широких возможностей ИКТ позволяет эффективно организовать учебный процесс учителям, оказывать своевременную поддержку ученикам и отмечать их прогресс в обучении.
Использованная литература:
1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под.редакцией: Бадарча Дендева – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 стр.
2. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013.- 48 с.
3. Инструктивно-методическое письмо об организации образовательного процесса в Назарбаев Интеллектуальных школах в 2017-2018 учебном году, Астана 2017г.- 227 с.
4. Образовательная программа АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» – NIS-Program, Учебный план Химия 10 класс, Астана 2017г.- 8с.
5. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000. – 168 с.
6. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.
7.http://www.edmodo.com.
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»