Найти в Дзене
Мода в книгах

Зеленые чулки и бархатная шляпа: взгляд шахтера на богему

Этот блог посвящен тому, как одеты герои литературных произведений. Сегодня мы перенесемся в центральную Англию начала ХХ века и посмотрим, что так шокировало местных жителей в Гудрун Брангвен и ее манере одеваться. Определить точно год, когда происходит действие, я не могу, потому остановимся на конце 1900-х и первой половине 1910-х годов.

Роман скандального английского писателя Дэвида Герберта Лоуренса "Женщины в любви" был издан только спустя три года после окончания, в 1920 году: в Англии его не пропустила цензура, и пришлось обратиться в частное американское издательство. В России более известен другой роман этого автора - "Любовник леди Чаттерлей", настолько поразивший английских цензоров описанием сексуальной связи аристократки и лесника, что готовый тираж книги был изъят из продажи, а в дальнейшем текст ожидал издания целых 30 лет. В СССР книга была переведена и издана уже в 1932 году.

Вот о богемной героине Д. Г. Лоуренса, художнице Гудрун мы и поговорим сегодня.

Кадр из фильма "Женщины в любви", экранизация 1969 года; костюмы не соответствуют эпохе. Для фильма были выбраны образы 1920-х годов, в то время, как действие романа происходит примерно в 1910-х. Однако смелый выбор цветов в костюме Гудрун тут хорошо показан.
Кадр из фильма "Женщины в любви", экранизация 1969 года; костюмы не соответствуют эпохе. Для фильма были выбраны образы 1920-х годов, в то время, как действие романа происходит примерно в 1910-х. Однако смелый выбор цветов в костюме Гудрун тут хорошо показан.

А вот описание костюма, соответствующее картинке выше: "Она чувствовала, что ее травянисто-зеленые чулки, огромная зеленая бархатная шляпа, объемный мягкий жакет из ткани насыщенно-синего цвета обжигают ее тело". Если вы подумали, что одежда обжигает тело Гудрун от мужского взгляда, вы ошиблись. От женского взгляда. А точнее, от взглядов и комментариев жен шахтеров, тоже собравшихся у церкви поглазеть на венчание дочери местного богача.

Тавянисто-зеленые чулки, шерсть, вышивка, 1912 год, изготовлено в Ирландии. До 1920-х годов цветными чулками никого нельзя было удивить: чулки могли быть зелеными, синими, красными - каким угодно, только НЕ ТЕЛЕСНЫМИ. До телесных чулок додумаются именно в 1920-х. Вот если кто хотел эпатировать публику в 1920-х, то именно телесными чулками можно было добиться максимального эффекта!
Тавянисто-зеленые чулки, шерсть, вышивка, 1912 год, изготовлено в Ирландии. До 1920-х годов цветными чулками никого нельзя было удивить: чулки могли быть зелеными, синими, красными - каким угодно, только НЕ ТЕЛЕСНЫМИ. До телесных чулок додумаются именно в 1920-х. Вот если кто хотел эпатировать публику в 1920-х, то именно телесными чулками можно было добиться максимального эффекта!

Давайте посмотрим, насколько эти травянистые чулки вообще были видны на Гудрун? А то ведь и в строгую викторианскую эпоху тоже носили цветные чулки - вот только видно их практически никогда не было. Нет, тут уже чулки заметны. А если ветер подует...

Реклама шелковых чулок Phoenix, 1915 год.
Реклама шелковых чулок Phoenix, 1915 год.

Так, мы поняли, что цветные чулки не были чудом света. Почему же тогда шахтерские жены так бодро комментируют их? Скорее всего, дело в сочетании насыщенно-синего с зеленым. Необычное сочетание - раз. И два - не будем забывать, что одежда бедняков чаще всего была довольно унылых оттенков. Вовсе не потому, что им это было предписано, а потому, что крашеная веселенькая ткань стоила заведомо дороже. Да и стирали верхнюю одежду крайне редко: хорошо, если хоть бельё стирали!

Теперь огромная зеленая бархатная шляпа:

Более экстравагантный вариант. Не забываем, что Гудрун - популярная в лондонских богемных кругах художница, приехавшая погостить в родной городок, где основную массу населения составляют шахтеры и члены их семей. Широкополые и высокие объемные шляпы вошли в моду в 1907 году после лондонского представления "Веселой вдовы" с Лили Элси, вышедшей на сцену в гигантской черной шляпе.
Более экстравагантный вариант. Не забываем, что Гудрун - популярная в лондонских богемных кругах художница, приехавшая погостить в родной городок, где основную массу населения составляют шахтеры и члены их семей. Широкополые и высокие объемные шляпы вошли в моду в 1907 году после лондонского представления "Веселой вдовы" с Лили Элси, вышедшей на сцену в гигантской черной шляпе.

Менее экстравагантный вариант:

-5

Более ранний вариант, шляпа Гейнсборо, или "картинная" ("живописная") шляпа была хоть и широкополой, но невысокой. Распространена в 1900-х гг.

Синий жакет, пожалуй, сами дополним такой же юбкой, раз автор про низ ничего не пишет:

Прогулочный костюм 1910-х - возможно, начала 1920-х гг. Жакет украшен баской, что придает ему объём.
Прогулочный костюм 1910-х - возможно, начала 1920-х гг. Жакет украшен баской, что придает ему объём.

Гудрун вообще любит зелёный цвет и жакеты. Вот еще одно описание. В таком виде она приезжает погостить в поместье Гермионы Роддис - самой знатной и самой богатой женщины в окрестностях.

"На ней было платье из зеленого поплина, сверху она накинула просторный жакет из ткани в темно-зеленую и темно-коричневую полоску. Шляпку из светлой соломки цвета молодого сена украшала черно-оранжевая плиссированная лента; на ногах были темно-зеленые чулки и черные туфли".

Начало 1910-х годов: модная картинка изображает платья с имитацией надетого поверх жакета (слева). Справа - зеленое летнее платье.
Начало 1910-х годов: модная картинка изображает платья с имитацией надетого поверх жакета (слева). Справа - зеленое летнее платье.

Если же взять отдельно жакет в полоску, то:

Страничка из каталога готовой одежды, 1913 год Дамские вязаные свитера - скорее всего, рассчитанные на межсезонье. А действие романа начинается летом.
Страничка из каталога готовой одежды, 1913 год Дамские вязаные свитера - скорее всего, рассчитанные на межсезонье. А действие романа начинается летом.

Шляпа из светлой соломки с лентой:

Не забываем, что размер шляп в то время был обусловлен не только модой, но и объемными прическами. Потому даже скромная соломенная шляпка отличалась от, скажем, мужского канотье размерами.
Не забываем, что размер шляп в то время был обусловлен не только модой, но и объемными прическами. Потому даже скромная соломенная шляпка отличалась от, скажем, мужского канотье размерами.

Чулки вы уже видели, а вот черные туфли:

Черные атласные туфли не подойдут для длительной прогулки, но для визита в поместье, почему нет?
Черные атласные туфли не подойдут для длительной прогулки, но для визита в поместье, почему нет?

Следующий наряд Гудрун, пожалуй, напрямую отсылает к эстетике Движения искусств и ремёсел. В последней трети XIX века в Англии существовало целое направление в прикладном искусстве, отрицающее современное фабричное производство и призывающее вернуться к рукотворному изготовлению предметов интерьера. Мастера изготовляли штучные шедевры в неоготическом и средневековом стиле с использованием старых технологий.

И хотя автор намекает, что сильнее всего героинь живописи прерафаэлитов напоминает как раз Гермиона, о которой поговорим позже, давайте представим себе, что художница Гудрун носит так называемое "эстетическое платье".

"На ней было платье из темно-синей шелковой материи, отделанное у ворота и на запястьях рюшами из синего с зеленым льняного кружева, на ногах – изумрудно-зеленые чулки".

Платье из коричневого бархата, напоминающее одежды героинь полотен прерафаэлитов.
Платье из коричневого бархата, напоминающее одежды героинь полотен прерафаэлитов.

Ну и зеленые чулки, а как же без них?

Чтобы не пропустить следующий выпуск, посвященный образам героинь "Женщин в любви", подписывайтесь на канал. А лайки мне просто так нравятся :-)