Этот блог посвящен тому, как одеты герои литературных произведений. Сегодня мы перенесемся в центральную Англию начала ХХ века и посмотрим, что так шокировало местных жителей в Гудрун Брангвен и ее манере одеваться. Определить точно год, когда происходит действие, я не могу, потому остановимся на конце 1900-х и первой половине 1910-х годов.
Роман скандального английского писателя Дэвида Герберта Лоуренса "Женщины в любви" был издан только спустя три года после окончания, в 1920 году: в Англии его не пропустила цензура, и пришлось обратиться в частное американское издательство. В России более известен другой роман этого автора - "Любовник леди Чаттерлей", настолько поразивший английских цензоров описанием сексуальной связи аристократки и лесника, что готовый тираж книги был изъят из продажи, а в дальнейшем текст ожидал издания целых 30 лет. В СССР книга была переведена и издана уже в 1932 году.
Вот о богемной героине Д. Г. Лоуренса, художнице Гудрун мы и поговорим сегодня.
А вот описание костюма, соответствующее картинке выше: "Она чувствовала, что ее травянисто-зеленые чулки, огромная зеленая бархатная шляпа, объемный мягкий жакет из ткани насыщенно-синего цвета обжигают ее тело". Если вы подумали, что одежда обжигает тело Гудрун от мужского взгляда, вы ошиблись. От женского взгляда. А точнее, от взглядов и комментариев жен шахтеров, тоже собравшихся у церкви поглазеть на венчание дочери местного богача.
Давайте посмотрим, насколько эти травянистые чулки вообще были видны на Гудрун? А то ведь и в строгую викторианскую эпоху тоже носили цветные чулки - вот только видно их практически никогда не было. Нет, тут уже чулки заметны. А если ветер подует...
Так, мы поняли, что цветные чулки не были чудом света. Почему же тогда шахтерские жены так бодро комментируют их? Скорее всего, дело в сочетании насыщенно-синего с зеленым. Необычное сочетание - раз. И два - не будем забывать, что одежда бедняков чаще всего была довольно унылых оттенков. Вовсе не потому, что им это было предписано, а потому, что крашеная веселенькая ткань стоила заведомо дороже. Да и стирали верхнюю одежду крайне редко: хорошо, если хоть бельё стирали!
Теперь огромная зеленая бархатная шляпа:
Менее экстравагантный вариант:
Более ранний вариант, шляпа Гейнсборо, или "картинная" ("живописная") шляпа была хоть и широкополой, но невысокой. Распространена в 1900-х гг.
Синий жакет, пожалуй, сами дополним такой же юбкой, раз автор про низ ничего не пишет:
Гудрун вообще любит зелёный цвет и жакеты. Вот еще одно описание. В таком виде она приезжает погостить в поместье Гермионы Роддис - самой знатной и самой богатой женщины в окрестностях.
"На ней было платье из зеленого поплина, сверху она накинула просторный жакет из ткани в темно-зеленую и темно-коричневую полоску. Шляпку из светлой соломки цвета молодого сена украшала черно-оранжевая плиссированная лента; на ногах были темно-зеленые чулки и черные туфли".
Если же взять отдельно жакет в полоску, то:
Шляпа из светлой соломки с лентой:
Чулки вы уже видели, а вот черные туфли:
Следующий наряд Гудрун, пожалуй, напрямую отсылает к эстетике Движения искусств и ремёсел. В последней трети XIX века в Англии существовало целое направление в прикладном искусстве, отрицающее современное фабричное производство и призывающее вернуться к рукотворному изготовлению предметов интерьера. Мастера изготовляли штучные шедевры в неоготическом и средневековом стиле с использованием старых технологий.
И хотя автор намекает, что сильнее всего героинь живописи прерафаэлитов напоминает как раз Гермиона, о которой поговорим позже, давайте представим себе, что художница Гудрун носит так называемое "эстетическое платье".
"На ней было платье из темно-синей шелковой материи, отделанное у ворота и на запястьях рюшами из синего с зеленым льняного кружева, на ногах – изумрудно-зеленые чулки".
Ну и зеленые чулки, а как же без них?
Чтобы не пропустить следующий выпуск, посвященный образам героинь "Женщин в любви", подписывайтесь на канал. А лайки мне просто так нравятся :-)