Найти тему

Про Александра Солженицына и Серафима (Платинского) Роуза

Несомненно Солженицын талантлив и гениален в том же смысле, что и все писатели 19 века: Пушкин, Гоголь, Достовеский, Чехов. Он выразитель русского духа в русской литературе. И в этом по масштабу его вполне можно сравнить с Достоевским.

Трудно не заметить его вклада в борьбе за освобождение России от советской оккупации. И самое главное — Солженицын был православным христианином.

Однако было бы большой ошибкой считать его русским пророком ХХ века. Его высказывания о Церкви, расколе и вере в целом довольно поверхностны. В одном из своих публицистических писем он упоминает эволюциониста Тейяра де Шардена как основополагающего мыслителя ХХ века. Видимо поэтому иеромонах Серафим Роуз где-то высказался о Солженицыне в критическом духе.

"Солженицын и вообще русская интеллигенция в России и вне ее совершенно явно не сознают, в чем сейчас заключается истинный кризис Православия. Бросать смелый вызов бесчеловечной советской тирании, заступаться за угнетенных, требовать "морального обновления" и проповедовать "жизнь не по лжи" - само по себе дело хорошее, но это еще не православное христианство, не то, за что умирали христианские мученики и страдали христианские исповедники. То же сейчас делают в Советском Союзе и баптисты, и благонамеренные агностики и атеисты, однако это не приобщает их к Христовой Церкви. Можно вообще сказать, что беспримерные страдания современной России заставили многих из нас слишком свободно употреблять слова "мученик" и "исповедник". Для православных христиан слова эти имеют определенное значение: они относятся к тем, кто сознательно страдает и умирает за Христа и Его Истинную Церковь, а не за "человечество", не за "христианство вообще" и даже не за "православие", если оно не Истинное Православие.

Сейчас настоящий кризис Православия не только в России, но и во всем мире происходит не от подчинения приказам безбожников, и отказ подчиняться этим приказам его не одолеет. Кризис Православия заключается в потере вкуса истинного христианства. Вкус этот в значительной мере утерян не только московскими иерархами, но и большинством русских "разномыслящих", равно как и "парижской школой" эмигрантских богословов, отступником константинопольским патриархом и всеми его последователями, всевозможными новостильниками, обновленцами и модернистами и повсюду наивными людьми, воображающими себя православными потому только, что их родители были таковыми, или потому, что они принадлежат к "канонической церковной организации". Против этой потери вкуса Православия в ХХ веке восстало единое движение - движение истинно-православных христиан, будь то в России, в Греции, на Афоне или в православном разсеянии. Среди этих истинно-православных христиан в наше время и можно найти подлинных исповедников и мучеников".