В декабре 2018-го команда ярославского культурного пространства Textil принимала у себя мероприятие Social Impact Days (Дни социального воздействия), а в июле 2019-го там же, на Красном Перекопе, открыла проект «Музей-фабрика». О музее и работе «Текстиля» рассказывают его создатели — Юлия Кривцова и Сергей Кремнев.
«Музей-фабрика» — это музейное пространство, которое открылось в Ярославле в июне 2019 года на Красном Перекопе (действующем комбинате технических тканей с одноименным названием). История старейшего российского предприятия более чем интересная, фабрика - наследница Ярославской Большой мануфактуры, основанной в июне 1722 года по указу Петра Первого и продолжающей свою работу.
«Музей-фабрика» посвящен не только истории комбината, но целого фабричного микрорайона. Выставочная площадка призвана стать пространством для диалога поколений и точкой примирения разных взглядов на сложные моменты истории. Новый музей — экспозиция, представленная в бывшем зале паровых машин и рассказывающая историю старейшего предприятия через предметы, документы, фотографии, голоса и рассказы местных фабричных жителей.
Два раза в месяц по району Красного Перекопа проходят экскурсии «Человек красит место», постоянно работает музейная экспозиция и сделан аудиоспектакль — их посещение можно совместить или увидеть по отдельности.
Юлия Кривцова, руководитель проекта «Музей-фабрика», сооснователь проекта Textil
Интерес к появлению новой музейной экспозиции на действующем предприятии был очень большой, хотя пока мы широко его не анонсируем. Мы называем его «рабочим открытием» или «завершением первого этапа», реализованного в рамках программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Впереди — новые этапы работы, дополнение и доработка экспозиции, а еще сверхзадача — сделать так, чтобы музей был не за забором и был доступен посетителям с улицы.
Сергей Кремнев, сооснователь проекта Textil
Для нас сам факт открытия музейной экспозиции на действующем предприятии стал вызовом. Сделать индустриальное заброшенное пространство общественным, привлекательным, сохранить исторические слои, подсветить наследие в ситуации ограниченных ресурсов было очень непросто. На собственные средства мы заменили двери, сделали лестницу, провели электрику, проделали большие работы по расчистке помещения, устранению лишних перегородок, вентиляционных шахт. Открытие, приглашение людей стало важным аспектом для того, чтобы руководство комбината поверило в то, что идея с музеем — это реальность, а не просто проект. На открытие пришли заинтересованные посетители, а также люди, которые работают на фабрике и те, кто уже на пенсии, но отработали на предприятии более 40-ка лет. Был старожил района, которому 92 года! Это заставило всех признать: музей — это не миф, а реальность!
Юлия Кривцова
Когда директор фабрики Петр Алексеевич Шелкошвейн своими глазами увидел блеск в глазах посетителей, их живой интерес к историю предприятия, он заметно изменил свое отношение к музею, тут же предложил провести прямо в этих стенах ближайшую планерку, на которой я провела экскурсию для начальников цехов. Поначалу скептично настроенные («Да кому нужен ваш музей?»), они подключились к разговору, который запускает музей. Я видела, как менялось настроение людей, радовалась, когда они пообещали приносить интересные детали и старинные предметы, захотели поддержать нас. Через неделю после открытия к нам пришли группа из детского городского лагеря Ярославля, и снова благодарные отзывы, не менее ощутимый детский интерес.
В июле экскурсия по экспозиции прошла при участии Натальи Халезовой и Ольги Кирьяновой из династии Карзинкиных — дореволюционных владельцев Ярославской Большой мануфактуры. Музею были переданы копии документов Николая Сергеевича Карзинкина, готовившегося принять дела мануфактуры, но вместо этого присутствовавшего при национализации предприятия, затем — сосланного в Узбекистан и, несмотря ни на что, продолжившего служить делу своей жизни — ткацкому производству. Сегодня потомки Карзинкиных продолжают сотрудничать с музеем.
Еще один дар получен от ярославского краеведа, предпринимателя и коллекционера Яна Левина. Музейная экспозиция пополнилась уникальным «Производственным альбомом» 1926 года, который содержит редкие фото и данные об устройстве фабрики того времени.
Также поступило предложение от посольства Нидерландов об организации выставки, посвященной сохранению культурного наследия. Это будет второй наш совместный проект за время работы «Музея Фабрики».
Музейная экспозиция работает по сеансам, как и спектакль «Радио Фабрика». Вместе со спектаклем ее посетило более 500 человек.
Идея открыть новую музейную экспозицию на предприятии появилась в 2016 году у директора комбината, мы ее поддержали. Этот проект — результат наших совместных усилий. Возможно, к нам присоединится еще одна общественная организация, которая сейчас занимается разработкой музея, посвященного героям труда. Тема труда, понимания и отношения к работе нас объединяет, также мы хотели бы объединять ресурсы, аудиторию.
Работа музея была частью тематики мероприятия Social Impact Days, которое прошло в Ярославле в декабре 2018 года. Для нас было важно проработать с экспертами вопросы устойчивости, независимости подобной площадки в городе.
Насколько встречи и общение на Social Impact Days в декабре помогло по-новому взглянуть на работу Textil, повлияло ли оно на идею музея?
Сергей Кремнев
Вопросы, которые прозвучали в рамках SID, помогли нам «отделить» опыт Textil от физического пространства на Красном Перекопе, позволили посмотреть на него как на технологию, увидеть возможности передавать знания, опыт и даже продавать их. Удивительно, но спустя пару месяцев нас с Юлией пригласили быть наставниками программы «100 городских лидеров», которую курирует Агентство стратегических инициатив, и которая дала нам возможность работать как экспертам с командами в Липецке, Томске, Поречье-Рыбном.
Стали ли вы по-другому относиться к «Текстилю» после открытия музея?
Юлия Кривцова
Вместе с «Музеем Фабрикой» мы открыли на Красном Перекопе еще одни двери, дали людям еще больше поводов интересоваться историей, любить свой город. Фокус внимания сместился в сторону музея, позволил в большей степени делегировать работу на «Текстиле» другим членам команды. В какой-то момент идея музеефикации действующего предприятия стала казаться утопией, поэтому сам факт открытия экспозиции, сеансы работы, экскурсии стали исполнением большой профессиональной мечты, после которого у меня буквально открылось второе дыхание!
Сергей Кремнев
Это сильное чувство — ощутить доверие не только собственника фабрики, но и живущих и работающих здесь людей. Для нас было важно, что через свои «розовые очки» мы дали людям возможность на фабрике разглядеть музей, посетить спектакль, привлечь внимание к Красному Перекопу профессионалов из России и других стран. Все это дает уверенность в собственных силах, видение того, куда двигаться дальше.
Подробнее о культурном пространстве Textil: http://textil.in/
Билеты в «Музей-фабрику» доступны на сайте: radiofabrika.ru/tickets
Соцсети: https://vk.com/textil_in, https://www.facebook.com/textil.in/