Найти тему
Недетский edtech

Зачем россияне вкладываются в польский решебник для школьников

У стартапа Brainly намедни прошел раунд. Подняли $30 млн на расширение своей платформы в США. В раунде лидировали венчурный фонд Runa Capital с основательными русскими корнями и Naspers, владеющая большей частью любимого в России Авито. Теперь общий объем инвестиций платформы приблизился к $70 млн.

Источник: www.techapeek.com
Источник: www.techapeek.com

Недавно мне попалась интересная статья об этом стартапе, которая задает весьма актуальный в свете новых инвестиций вопрос: «У польского edtech-стартапа Brainly уже 150 млн пользователей, но сможет ли он зарабатывать деньги?»

У Brainly много лиц и имен, как в зале ликов Якена Хгара. В России платформу знают как Знания.com, а на родине в Польше она запускалась под названием Zadane.pl. Сервис ориентирован на учащихся средних и старших классов. По сути это такой большой решебник 2.0. Лично я называю стартапы этой категории «серым эдтехом». Если упростить, одни школьники помогают другим школьникам справляться с заданиями. У Brainly, конечно же есть алгоритм, который помогает модерировать контент и подыскивать ответы. Его страхуют другие пользователи. Система предлагает пользователям объяснять, как решать задачу, а не просто публиковать ответ. Но мы-то знаем, как дети используют решебники.

В вышеупомянутой статье говорится, что более 80% польских и российских школьников пользуются Brainly. Так ли это? По «Яндекс.Радару» Знания.com в апреле (по понятным причинам не брали летние месяцы) находился на первой строчке самых популярных российских сайтов в образовательной категории. Дневная аудитория — 1,4 млн человек. Тянет на 80%?

Основатель Brainly Михал Борковский нацелен на 500 млн школьников. Но больным вопросом все еще остается монетизация. Стартап экспериментирует с моделью фримиума в Польше и США. По факту он эксплуатирует низкий уровень контента. Модераторы Brainly пишут, что большинство ответов в сервисе — это просто случайные предположения людей, пытающихся заработать внутренние очки. То есть многие школьники в итоге не получают ответы на свои вопросы или получают, но брендовые.

И вот тут-то на помощь приходит Brainly Plus. За 2-3 доллара в месяц пользователи смогут получить неограниченный доступ к проверенным ответам. По словам Борковского, это особенно актуально для родителей, которые составляют около 15% пользовательской базы.

Мда, монетизация, построенная на главной уязвимости сервиса — так себе идея. Но Runa и Naspers верят в Brainly, а значит стоит присмотреться, как поляки будут решать денежный вопрос.