Найти тему
Как Угодно | Деньги

Как выживают мелкие предприниматели!

Очень давно не писал, т.к. являюсь мелким предпринимателем по сегодняшним меркам и приходится постоянно выживать))

В настоящее время тяжело вести бизнес, особенно тем, кто начинает это делать впервые, потому что не имеют соответствующего опыта. И часто приходится встречать людей, которые мечтают о собственном деле и богатствах, которое оно принесет, работая при этом наемным сотрудником. Огорчу вас - большая часть таких мечтателей ничего не добьется, к сожалению.

Расскажу немного о себе, как я стал предпринимателем и как обстоят мои дела в настоящее время.

Практически весь мой опыт работы наемным сотрудником сводился к банковской деятельности, где быстро дорос до руководителя офиса, а дальше рост моей карьеры остановился в силу определенных причин. Т.к. карьерного роста не было, а хотелось чего-то нового, начал экспериментировать с различными вариантами управления персоналом и организацией рабочего времени, чтобы эффективней выстроить работу. В итоге дошел до того, что офис работал практически автономно, без моего участия. Максимум тратил около 2х часов в сутки на основное место работы (сразу скажу, что есть места работы, где так сделать не получится, к тому же это был 2016 год).

Параллельно искал какой бизнес начать. И, как позже выяснилось, к моему огромному сожалению, я пошел тогда на курсы Бизнес Молодости. Там, кончено, мозг мой промыли капитально. У меня и так было огромное желание уйти с найма и начать свое дело, а тут, когда сидишь в зале, смотришь, как на сцену выходит молоденькая девочка, без высшего образования, едва мысли свои формулирует и рассказывает, что зарабатывает 200 000-300 000 руб. в месяц, начинаешь думать: "Как так!?... Неужели она смогла, а я нет"?! (Потом, конечно, выяснилось, что большинство кейсов Бизнес Молодости - это фейк, да и организация их тренингов больше похожа на секту.

Моя первая ошибка была в том, что я ушел с работы и, используя советы БМ, начал свой бизнес (справка: ИП я открыл в декабре 2016, а уволился с найма в начале июня 2017)! Это было очень безответственное решение с моей стороны! И мне приходится до сих пор, спустя все это время разгребать ошибки прошлого!

Когда я увольнялся с работы, у меня был кредит почти на 400 000 рублей, у супруги была кредитная карта с долгом почти на 60 000 рублей. А также новорожденный ребенок - 2 месяца от роду. Сейчас, как вспомню, даже не могу представить, О ЧЕМ Я ТОГДА ДУМАЛ!?...

Из активов, которые приносили доход, было 2 пилларса (см.фото, это мои).

-2

Эти пилларсы стояли в 2х торговых центрах. Один был заполнен полностью, а второй мне помогла заполнить супруга! Прибыль от них было около 30 000 рублей. Согласитесь - это просто копейки!!! Хотя в банке я получал не более 40 000 рублей в месяц на руки, но там был стабильный доход, налоги также платили за меня. А так за вычетом платежей по кредитам, нужно было обязательно платить за коммуналку, платить авансовые платежи по ИП (у меня упрощенка 6%), аренда за пилларсы (хотя, если честно, удавалось договориться с ТЦ по бартеру: они предоставляли место, я отдавал одну сторону под рекламу, хотя кое-где все равно приходилось платить за электроэнергию). К тому же нужно было постоянно что-то покупать для своей дочери, просто тратить деньги на еду, проезд и т.д..

Скажу честно, это был огромный стресс! День проходил примерно так:

1) Встаешь рано утром, завтракаешь, кормишь ребенка, одеваешься, идешь, либо в парк, либо в машину садишься и начинаешь прозванивать клиентов. Это длилось примерно с 10.00 до 12.00.

2) Потом, как правило были встречи с клиентами (обычно удавалось пару встреч за это время назначить).

3) После встреч, которые занимали вторую половину дня, направлялся домой, в свой home office )), где ужинал и потом уже готовил макеты в типографию и договоры (это все происходило допоздна). И так изо дня в день! Самый тяжелый период был лето 2017 г. - тогда мы просто выживали! Очень благодарен своей супруге, за то что она верила в меня и вытерпела все это! Она и сейчас меня поддерживает, т.к. я не скажу, что сейчас у меня уже все хорошо.

К концу 2017 года мне удалось поставить 4 пилларса, 2 видеостойки и арендовать по 5 рекламных мест в 10 автобусах (удалось найти деньги на расширение; также изучил программы, в которых работают дизайнеры, и просто делал макеты на заказ; перезаказывал печать; организовывал промо, да и сам выходил порой раздавать листовки). И в декабре 2017 удалось заработать около 70 000 рублей - уже не плохо, но кое-где все равно копились долги! Но тут возникла другая проблем: это очень-очень-очень большая операционка. Представьте, что делал я все один, в короткие сроки пришлось освоить такие навыки, как работа в векторе, фотошопе, видеоредакторах, а также бухгалтерия и т.д.. Т.к. я был один, постоянно приходилось заниматься продажами, ездить на встречи, поддерживать хорошие отношения с клиентами, готовить макеты, делать видеомонтаж, мотаться по типографиям, менять плакаты на пилларсах и ролики на видеостойках, которые к тому времени стояли в разных концах города, а в автобусах менять рекламу получалось только после полуночи, чтобы в автопарке на месте стояли все машины. Сил просто не оставалось. И в новогодние праздники я подумал о том, чтобы арендовать офис и нанять сотрудника.

Посчитал все свои доходы и расходы, посчитал предполагаемые затраты на сотрудника и инфраструктуру (интернет, телефон, канцелярия, организация рабочего места и т.д.). Оказалось, что большая часть моего дохода уйдет на содержание одного человека. Поэтому возникла идея потихоньку переходить в то направление, где средний чек выше, чем у меня сейчас (на тот момент средний чек был 4000 руб./мес. с клиента). И пришлось изучать рынок SMM. На тот момент мне, казалось, что SMM - это легкий бизнес, но это совсем не так (до сих пор SMM одно из направлений моего бизнеса, который совсем не легкий). Пришлось изучать с нуля копирайтинг, подтягивать знания в дизайне, изучать приложения и различные сервисы, а самое сложное - это КАЧЕСТВЕННО настраивать таргетированную рекламу! Поэтому 2018 год встретил меня еще большим объемом работу, чем конец 2017-го.

Изучая SMM, удалось поработать с некоторыми известными бизнес-тренерами, такими, как Владимир Якуба и Евгений Спирица (отступление: Владимир Якуба достойный тренер, который знает толк в продажах и держит слово, с ним не случалось проблем с оплатой, а вот Евгений Спирица - он для меня был кумиром долгое время - кинул меня с оплатой, работал я на него с февраля 2018 до ноября 2018, человек не заплатил ни копейки - пруфы по этому поводу позже опубликую, еще не систематизировал огромный объем всей нашей переписки за это время, чтобы вам понятно было читать). Параллельно удавалось брать более серьезные заказы! В марте 2018 года две компании совершенно случайно заказали построение отделы продаж. Сумма заказа в итоге была 200 000 руб.: 100 000 оплата мне за работу и 100 000 - расходники (crm, ip-телефония, трата на лендинги с рекламой, расходы на поиск и подбор персонала и т.д.).

Одновременно, по этой же схеме, начал выстраивать свой отдел. Нанял smm-специалиста. Это был моя дальняя родственница по линии супруги (никогда не нанимайте к себе родственников и не начинайте бизнес с друзьями! Один итог - ссора!). Позже нанял "с улицы" менеджера по продажам (это пока мой самый удачный кадровый успех в жизни). К тому же к моему бизнесу подключился мой приятель (до сих пор вместе работает - это пока исключение из правил). В итоге к концу августа 2018 года получилось сформировать маленький офис, где было место 10 кв.м., три рабочих стола: для смм-специалиста, для менеджера по продажам и еще одно для меня или моего приятеля (мы по очереди там сидели). Мебель искали на авито, самую дешевую. То же самое с компьтерами - по частям удалось собрать 2 стационарных компа. Экономили на всем!

P.S. К этому моменту я потихоньку вышел из бизнеса на пилларсах и автобусах. Продал большую часть оборудования, осталось буквально пару пилларсов, лежат разобранные в офисе, которые сейчас вообще никому не нужны, не могу их продать.

Как был организован процесс работы офиса?

1) Менеджер по продажам только назначал встречи, на которые ездил я сам и закрывал их (такая схема была нужна, потому что процесс обучения продажам не такой быстрый, а результат нужен здесь и сейчас, поэтому задача перед продажником вначале была простейшая - это назначать встречи).

2) СММ-специалист, в основном занимался написанием текстов, знал азы дизайна, а также администрированием. Девочка, кстати, была сообразительная, но очень ленивая и безответственная. Эта и стало причиной ее увольнения в будущем. К сожаления, с родственниками немного напряглись отношения. До сих пор мне не удобно перед своей супругой, тещей и тестем! Им не нужны все эти разговоры, напряги, хотя они были всегда на моей стороне! За это я им очень благодарен!

В таком режиме мы проработали до ноября!

Кстати, возвращаясь назад, вначале сентября удалось съездить отдохнуть в Сочи с семьей, там конечно я каждое утро открывал ноутбук и работал, но вторую половину дня отдыхал. Это, конечно, не полноценный отдых, но все-таки немного удалось перевести дух, особенно в самолете (именно в самолете, где нет интернета, удалось многое переосмыслить, взглянуть на свои бега со стороны и прилететь назад со свежими силами и идеями).

По возвращении, мы с моим приятелем, приняли решения попробовать поучаствовать в тендерах и торгах по банкротству. Тендер до сих пор нормальный не нашли, который был бы нам по силам, но это еще в процессе. А вот на торгах по банкротству мы опять сделали огромную ошибку: из-за жажды наживы и собственной жадности купили неликвидный объект непонятно где. Уже писал о нем в своем блоге, вот ссылка: https://zen.yandex.ru/media/id/5b322ba716f1a300a945256f/kak-my-oblajalis-s-pokupkoi-zdaniia-5bf3056a86974700a9c5e4d6

Вот такое здание досталось
Вот такое здание досталось

Мы не провели должной проверки и теперь готовы отдать это здание за 200 000 руб., хоть кому, но продать мы его не можем, к сожалению!

За теперь я знаю как нужно подбирать объекты! Учишься только на своих ошибках и провалах!

Следующее значимое событие в жизни, которое меня сильно воспитало, как предпринимателя - это когда я взыскал долг со своего клиента. Есть у нас в городе, достаточно прочно стоящий на ногах, предприниматель, у него несколько магазинов одежды, обуви, есть недвижимость в собственности еще какие-то активы, штат больше моего да и постарше он меня, еще в 90-е занимался бизнесом. Получилось так, что им не были оплачены мои услуги. Хорошо, что в самом начале своей предпринимательской карьеры, приучил себя работать по договору. Благодаря этому удалось взыскать свои деньги в претензионном (досудебном) порядке. Просто написал претензию и отправил заказным письмом с уведомлением, когда им пришло письмо, они сами вышли на связь, предложили встретиться и решить все мирным путем.

На тот момент я остро нуждался в деньгах, уже был декабрь 2018-го и мне тоже не хотелось судится. Когда я ходил к ним решать этот вопрос меня пытались продавить на деньги, хотели заплатить значительно меньше, здесь пришлось проявить твердость. Спасибо Сергею Филиппову (есть такой бизнес-тренер, у него свой канал на YouTube). Смотрел с ним как-то видео, где он говорил, что ответственность - это не только терпеть и делать свою работу, но встать, когда тебя пытаются нагнуть, и послать нах...й (цитата недословная, но смысл такой). Так вот, мне тогда было очень страшно, у меня коленки под столом тряслись и меня пытались нагнуть. Тогда пришлось сказать, что если не согласны, то решим вопрос через суд! Им тоже не хотелось судиться, в итоге я им немного совсем уступил в цене, но не прогнулся под их условия! После этого события у меня исчезло множество страхов!

С января 2019 -го параллельно с SMM и интернет маркетингом, мы стали пробовать разные направления. Также продолжили заниматься торгами по банкротству, сейчас продаю 1 земельный участок, вот это здание неликвидное, готовлю к продаже еще один земельный участок и автомобиль (это все в собственности). Конечно, в случае продажи этих объектов, мое финансовое состояние и состояние компании значительно улучшится, но на подготовку этих объектов к продаже уходят значительные средства. Например, автомобилю нужен ремонт и лоску нужно навести - траты; по одному земельному участку при проведении межевания выяснилось, что муниципалитет незаконно срезал треть территории, теперь по нему ожидается судебный процесс - это траты на представителя; по др.земельному участку приходится снижать кадастровую стоимость и т.д.. Также пришлось еще потратить деньги на покупку этих объектов.

Непосредственно сейчас, в момент пока я пишу эту статью, денег у меня мало, а есть куча нереализованных активов и долгов!
Из долгов: 4 кредита и 1 кредитка на общую сумму где-то 240 000 рублей, небольшие долги по коммуналке в районе 15000 рублей, должен друзьям по мелочи и есть инвесторы, которые тоже вложились в некоторые объекты, купленные с торгов по банкротству (суммарно со всех объектов нужно будет вернуть 150 000 рублей) к тому же скоро подойдут платежи по аренде, за интернет, 10-го августа снова платить зарплату сотруднику (сейчас у меня остался 1 сотрудник, который уже вырос и работает не просто как менеджер по продажам, а как помощник, которому можно поручать сложные задачи), а там и кредиты по новой и т.д.. Также есть еще должники среди клиентов. Одна компания должна сумму 90 000 рублей и этот долг отчасти тоже возник по моей вине, потому что не были должном образом оформлены документы, а люди вроде бы были проверены временем, но платить не торопятся. Теперь есть свои сложности при взыскании этой суммы! Из плюсов - это ожидание платежей по уже заключенным договорам на начало августа планируется порядка 45 000 рублей, а в целом за август должно выйти около 105 000 рублей исключительно с маркетинга (SMM, сайты, дизайн, печать и т.д.), если все будет хорошо! Как видите, суммы у меня пока не такие большие, как хотелось бы!

Скажу честно, вести бизнес весело - это конечно азарт и кураж, но сейчас важно задумываться о том, куда инвестировать деньги, чтобы они работали на тебя. Да, откладываю деньги я регулярно, но накопить не получается, потому что либо их приходится инвестировать в объекты, которые сейчас готовятся на продажу, либо закрывать дыры в своем бюджете! Но откладывать нужно, копить нужно! Сейчас я понимаю, как нужна подушка безопасности и нужен, как это принято называть, "пассивный доход"! Есть на примете пару интересных проектов по инвестированию в будущем в объекты коммерческой недвижимости для сдачи их в аренду. Вот сейчас просчитываю оптимальный для себя вариант! Теперь, главное, максимально просчитать риски и обезопасить себя от них, не гнаться за наживой, не совершать поспешных действий, чтобы избежать ошибок прошлого!

Статья получилась длинная! Видимо выплеснул все, что накопилось за это время! Надеюсь, вам понравится!

P.S. Кстати, канал на яндекс-дзен тоже завел с целью, чтобы его монетизировать в будущем!