Как технологии меняют детские игры?
Развитие мышления ребенка проходит определенные, последовательные этапы. Первый, самый ранний этап – это развитие наглядно-действенного мышления, когда нужно все схватить, пощупать, сломать, т.е. познать окружающий мир через действие. К трем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление, когда включается воображение, и ребенок, уже зная базовые свойства предметов, учится использовать и сочетать их для реализации заранее продуманного алгоритма действия. Играем в фокусников, значит линейка станет волшебной палочкой, играем в рыцарей – превратится в копье, а в дорогу – будет палочкой регулировщика. На этом этапе у ребенка активно развивается правое полушарие мозга и соответствующие способности – фантазия и креативность. Этот период будет длится вплоть до 6-7 лет, а уже с 6 лет начинает формироваться понятийное мышление, когда ребенок может представить предмет, его свойства и возможное применение абстрактно, вне непосредственного контакта с предметом.
Каждый из этих этапов строго вытекает из предыдущего, т.е. развить у ребенка фантазию, тягу к творчеству и умение рассуждать невозможно, если до трех нет он не сломает, не порвет, не раскрасит и не разберет N-ное количество предметов в доме. И игрушки тут – незаменимые помощники! Например, до 1-1,5 года игрушки нужны для того, чтобы ребенок формировал простейшие представления: есть-нет-снова есть (это когда выбросил игрушку, а мама снова ее достала), темно-светло, мягко-жестко, холодно-тепло, громко-тихо. Этот опыт ребенок лучше всего нарабатывает в окружении простых предметов.
Еще 50 лет назад мозг ребенка развивался в окружении простых, не перегружающих нервную систему стимулов: мамины объятия, сказки или колыбельные на ночь, несколько игрушек, общение со сверстниками и много спонтанной, свободной игры, где благодаря фантазии и воображению ребенка игрушкой может стать любой подручный материал – палка, лужа, песок, листики-цветочки. В таких условиях мозг получал достаточное, но не избыточное количество стимулов для развития основных функций. Например, классическая пирамидка – это на самом деле супер-тренажер для мозга. Играя с ней, ребенок осваивает такие категории как цвет, размер, порядок величин, форма, конструкция – деконструкция, формируется целеполагание и понимание результата деятельности, тренируется внимание и концентрация.
Что происходит сейчас? Вместе с информационным и технологическим прорывом мозг ребенка с детства получает суперстимулы. Роботизированные, говорящие игрушки дают гораздо больше сенсорных впечатлений, чем любая кукла или машинка – и ярко, и музыка играет, и мультяшки и прыгают-бегают по твоему желанию. При этом ребенок получает все это многообразие стимулов без особого труда – не нужно активно взаимодействовать с предметом, чтобы узнать все его свойства – просто нажми пальчиком на кнопку. Так мозг своевременно не простраивает достаточное количество нейронных связей и лишается важной базы для развития более сложных функций – воображения, коммуникации, абстрактного мышления.
При этом нервная система ребенка перегружается слишком агрессивными множественными сенсорными стимулами. Когда мы дарим грудничку музыкальную, светящуюся, крутящуюся игрушку, мы создаем только перегрузку сенсорных систем. Да, сначала такая яркая игрушка будет привлекать внимание, но при частом использовании нервная система ребенка может не справиться с обработкой множественных стимулов и мы получим перенапряжение, плаксивость, проблемы со сном.
Конечно, мы живем в техногенном мире, и полный отказ от роботизированных игрушек – вещь трудновыполнимая. Но в наших силах минимизировать длю таких игрушек в детской и вводить их в обиход, начиная с 3 лет.
Автор статьи - Екатерина Люльчак, практикующий психолог. Кандидат наук. Автор научных статей и публикаций. Представитель центра развития личностного роста Visionerium.