Много ли вы знаете мыслителей, которые бы выразили свои философские взгляды в форме порнографического романа? Я знаю только одного, и его звали Жорж Батай (1897-1962). Скандальный роман имеет название "История глаза". Батай напечатал его под псевдонимом. Он написал еще несколько художественных произведений, все они читаются тяжеловато из-за своей мрачности и сложности образного ряда, ну и, в них тоже есть что-то порнографичное.
Помимо романов Батай писал и обычные философские труды, где выражал свои мистические, пессимистические взгляды. ("Сумма атеологии", "Ненависть к поэзии", "История эротизма" и т.д.). Интересно заметить, что в юности он готовился стать священником, поступил в семинарию, но что-то пошло не так, и Батай резко бросил учебу, а потом открыто заявил, что является атеистом.
Вообще его духовное развитие прошло извилистые зигзаги, в которых чего только не было. После неудачной попытки стать служителем бога, Батай поступил в светский вуз, где получил отличное образование и начал работать в Национальной библиотеке. Тут он познакомился со Львом Шестовым (я потом о нем напишу как-нибудь), Раймоном Ароном, позже - с Жаком Лаканом и другими элитными философами своего времени (дело происходило в 20-30 годы ХХ века).
Батая кидало то в социализм, то в экзистенциализм, то в сюрреализм. Вернее, его взгляды каким-то удивительным образом соединяли все это в одном флаконе. С интересом он поглядывал и в сторону фашизма. С этой гремучей смесью идей Батай создал движение "Контратака", собравшем в кучу левых интеллектуалов. В 1936 году группа распалась, но уже в следующем Батай начал издавать журнал "Ацефал", вокруг которого образовалось одноименное тайное общество.
В это время Батая интересовала проблема жертвенности, и члены "Ацефала" при вступлении в общество выражали готовность стать жертвой, то есть умереть ради чего-то сакрального. Притом перед ними был выбор - стать жертвой или палачом, которому предлагались какие-то компенсации. Но никто не захотел быть палачом. Такой своеобразный клуб самоубийц (чота вспомнился принц Флоризель...), в котором на самом деле никто не умер. Игры интеллектуалов.
Группа находилась под влиянием философии Ницше, перед войной она распалась, игра надоела, наступали суровые времена.
Философские взгляды Батая развивались вокруг идеи материализма, при этом он развил свое понимание этого направления, назвав его базовым материализмом, в котором фактически игнорировались причинно-следственные связи. Мир материален, но выражен прежде всего в языке.
Будучи писателем, Батай много думал о сущности языка и, в конечном итоге, вышел на понятие симулякра, которое потом Жак Бодрийяр довел до глубокой осмысленности. Батай же хотел найти такой язык передачи "суверенного опыта", который бы не искажал его, но такового не нашел. Потому он и сделал вывод о том, что мы не можем знать истины, а знаем только симулякры, которые выражены в языке. Адекватного выражения знания нет.
Произведения Батая носили скандальный характер, некоторые были запрещены как порнографические. Современники не особо читали их. Но поколение французских философов- постмодернистов открыло в Жорже Батае родственную душу, и в определенном смысле развило его взгляды.
"Только смерть может стать завершением моей бесконечной эрекции..."
Жорж Батай
Давайте ссылки на мой канал и читайте еще здесь:
Что такое праздник с точки зрения культурологии
Нужен ли нам спорт, ведь с ним столько проблем