Найти тему

Заворожить узором

"Из забвения возвращено нам дерзкое, ищущее искусство"

Так метко сказала Сарвар Сурина, писательница, журналистка, о "кайыу" - самом древнем виде тамбурного шитья на башкирской земле. Идут традиции этой вышивки из глубины веков. Она появилась в своё время в Древнем Риме, Греции, в странах Ближнего Востока, на Руси. Несмотря на долгую историю длиной в две тысячи лет, периоды забвения, тамбурный шов не утратил своей популярности – здесь можно вспомнить и современные традиционные вышивки Узбекистана, Таджикистана, Ирана; и вышитые тамбурным швом платья от Коко Шанель, и авторские интерпретации японского дизайнера Юмико Хигучи.

Фото с сайта администрации Белокатайского района
Фото с сайта администрации Белокатайского района

На прошедшем не так давно в Ишимбайском районе празднике «Торатау йыйыны» посчастливилось познакомиться воочию с рукодельницами из Белокатайского района. Пройти мимо этой юрты было невозможно. Уже на подходе к подворью обращали на себя внимание сочные краски народных костюмов мастериц – они сидели за столом, покрытом расписной скатертью, и вышивали.

Шедевры от мастериц народной студии "Тамбур". Фото автора
Шедевры от мастериц народной студии "Тамбур". Фото автора

Любой желающий мог понаблюдать за работой и при желании получить первые навыки тамбурного шитья. А уж в самой юрте глаза разбегались: домотканые дорожки, платья, фартуки, рубахи, полотенца, настенные ковры, подушки – уникальные вещи удивительной красоты. Всё это - экспонаты Белокатайского районного историко-краеведческого музея, который функционирует с 1991 года.

Юрта Белокатайского района на "Торатау йыйыны". Фото автора
Юрта Белокатайского района на "Торатау йыйыны". Фото автора

Кстати, возрождение тамбурного шитья в прошлом столетии началось в 50-е годы. Широкое распространение оно получило именно в башкирских деревнях на северо-востоке. Учёные, пытаясь объяснить причины «этнографического взрыва», предположили, что это некий ответ на серость и аскетизм, которые преобладали в одежде начала 20 века.

Директор музея Гульфия Халилова, тоже одетая в народный костюм, поведала следующее:

- В нашей юрте представлены предметы, которым более ста лет, все украшены тамбурной вышивкой. Распространена она не только на северо-востоке нашей республики, но и в Курганской, Челябинской, Свердловской областях. Вышивается крючком, и, что интересно, даже на территории Белокатайского района - а здесь проживают башкиры из родов бала-катай, кошсы, айле, дуван - у всех узоры отличаются. В нашем районе с 2001 года действует народная студия «Тамбур», её мастерицы известны не только в республике – они участники и всероссийских выставок.

Фото с сайта администрации Белокатайского района
Фото с сайта администрации Белокатайского района

В этом году представляли свои изделия за рубежом. Наш проект «Тамбурная вязь» выиграл конкурс, и в последние два года мы сотрудничаем с Пензенской, Самарской, Саратовской областями и Абзелиловским и Аскинским районами: в режиме онлайн учим мастериц вышивать.

Гульфия Халилова и Венера Галиакбарова (слева направо). Фото автора
Гульфия Халилова и Венера Галиакбарова (слева направо). Фото автора

К нашей беседе присоединяется руководитель студии «Тамбур» Венера Галиакбарова.

- Бабушки-прабабушки наши вышивали давно. Вот этот экспонат, например (показывает на расписной фартук – авт.), 1938 года, самый старый в коллекции. Есть вещи 40-60-х годов. Ещё в 1959 году у нас, в селе Белянка, что в 50 километрах от райцентра, был десант музеев – ленинградский, московский, уфимский… Собрали всё у бабушек. Что осталось, позже собрали мы. А потом – в семидесятые годы – провал. Умерло это ремесло. Как началось возрождение? Инициатором была Сарвар Сурина. Она буквально «давила» на наш район: у вас же есть, у кого поучиться! – тогда живы были ещё старые мастерицы. Руководил в то время колхозом мой супруг Анвар Жалялович. На одном из совещаний к нему подошла Людмила Брязгина, завотделом культуры района, и попросила помочь возродить тамбурную вышивку. Приехала к нам в деревню: давайте народ соберём-поговорим, может, всё-таки возьмутся, артель создадут – работы нет особо в деревне, приработок какой-никакой. Мы на сход собрались. Ну а я учительница. А в деревне кто впереди с флагом в руке? (Смеётся.) Взялась я организовать это дело, так и пошло… Среди мастериц ветераны-педагоги, колхозницы, бухгалтера, медсёстры. Тамбурная вышивка занимает очень много времени. Порой и ночами сидишь, пока все спят - днём другая работа, дети, внуки. Мы начинали в 50 лет, а теперь нам уже под 70. Теперь мы как визитная карточка района.

Фото Сарвар Суриной
Фото Сарвар Суриной

Делаем и новые вещи, стилизованные, – под заказ. Кто это будет носить? Вот только что молодая женщина, лет 25 ей, сказала: «Я бы с удовольствием такое платье надела!»… Сейчас у нас проводится раз в два года Межрегиональный фольклорный праздник «Башкиры берегов Уфы» - около Белянки протекает река Уфа. Мы задумывали его как праздник костюма с тамбурной вышивкой. Празднуем с 2012 года. Если первый год «плюхались» сами, то теперь к нам приезжают участники из других регионов. В 2020 году он пройдёт уже в рамках IV Всемирной Фольклориады. Приезжайте к нам обязательно…

Фото с сайта администрации Белокатайского района
Фото с сайта администрации Белокатайского района

Талант, самобытность, мастерство ценятся всегда. Не знаю, как другие, но всегда замираю в восторге перед творениями ручной работы. Для меня это не только уникальный по своей сути предмет, в котором отразилась индивидуальность Мастера, но и связь поколений, дорогие сердцу воспоминания о своих предках.

Татьяна ГЛУХОВА,

Белокатайский район

№ 28 от 25 июля 2019 года