Найти тему

Разящее перо Бернарда Шоу

Бернард Шоу за работой
Бернард Шоу за работой

Со дня его рождения (26 июля) прошло 163 года. Он прожил 94, из которых 69 вегетарианцем, оставаясь при этом активным и бодрым. Когда ему было 70, на вопрос о самочувствии он ответил:

«Мне постоянно докучают врачи, утверждая, что без мяса я скоро загнусь!»

Спустя 20 лет он говорил о своём здоровье:

«Превосходно! Теперь меня никто не тревожит: все врачи, предрекавшие мою скорую смерть без мяса, уже умерли!»

Возможно, это и байка, но пошутить так мог только один человек. И имя ему — Бернард Шоу. Поэтому вызывает удивление, как человек с такими чувством юмора и взглядом на жизнь мог несколько лет прозябать служащим в агентстве недвижимости, где работа была скучной и однообразной — книги учёта, сбор квартплаты. А ему пришлось этим заниматься с 15 лет, так как после школы Бернард не смог поступить в университет по причине бедности.

И эта причина определяла его жизнь почти до 30 лет. Из родного Дублина он перебрался в Лондон, где жил у матери, экономя буквально на всём. Шоу ходил в бесплатные музеи и библиотеки, читальные залы и на лекции. И даже, стесняясь своей бедности, не знакомился с девушками.

-2

Но однажды к нему подошёл молодой человек, представившийся писателем, и поинтересовался, пишет ли Шоу статьи. Услышав отрицательный ответ, изумился: на что же тогда он живёт? Вот так, совершенно случайно, Бернард Шоу становится театральным критиком, а писатель Уильям Арчер — его другом.

Острое перо Шоу быстро обратило не себя внимание и богемы, и издателей. Его начинают приглашать к сотрудничеству, ведь в своих рецензиях на любое культурное событие в Лондоне автор остаётся честным и при этом очень остроумным.

И вот однажды театральный режиссёр, ставивший до этого Чехова и Ибсена, предложил Шоу попробовать себя в качестве драматурга. Так появилась его первая пьеса «Дома вдовца». Затем были «Профессия миссис Уоррен», «Оружие и человек», «Ученик дьявола» и, конечно же, самые знаменитые его произведения — «Пигмалион» и «Дом, где разбиваются сердца».

Пьесу «Пигмалион» сам автор считал «камнем, брошенным в окна викторианского благополучия», а «Дом, где разбиваются сердца» стал в итоге домом, где всё тайное, какое бы безнравственное оно ни было и как бы глубоко ни пряталось, становится явным.

В личной жизни Бернарда Шоу явный след оставили две женщины: одна была его женой, вторая — его Галатеей.

С Шарлоттой Пейн-Таунсенд он познакомился на заседаниях Фабианского общества, социалистические идеи которого писатель разделял. Она была очень серьёзна, и с ней было о чём поговорить. По настоянию Шарлотты Шоу достаточно быстро перебрался к ней, и, чтобы не компрометировать даму, предложил пожениться. Обоим было уже за сорок.

Шарлотта Пейн-Таунсенд
Шарлотта Пейн-Таунсенд

Между Бернардом и Шарлоттой было всё, что угодно — понимание, дружба, уважение, — только не любовь. При этом им было комфортно вместе: пара сняла дом, она заботилась о нём, а он — творил.

Элизу Дулитл, героиню «Пигмалиона», Шоу писал под конкретную актрису — Стэллу Патрик Кэмпбэлл. Драматург уже давно восхищался её дарованием, она же видела в Шоу не циника, как все, а истинного романтика. Он открывал свою душу перед ней в бесконечных письмах, нежных и пронзительных, наполненных глубокой любовью. Было ли между ними что-то более интимное, уже неважно, ведь для писателя мир существовал, пока в нём была она...

Стелла Патрик Кэмпбелл (1865 - 1940)
Стелла Патрик Кэмпбелл (1865 - 1940)

Стэлла умерла в апреле 1940 года в нищете: она отказалась от помощи Шоу и так и не смогла продать ни одного его письма, за которые выручила бы неплохие деньги. Её смерть Шоу перенёс сдержанно, но глаза его больше не смеялись...

К тому же сильно заболела жена. Шоу ухаживал за ней, всё свободное время проводя у постели Шарлотты. Они не могли наговориться, и Бернард вдруг понял, что и Шарлотту, не отличавшуюся красотой и чувственностью, он тоже любит...

-5

Драматург пережил обеих любимых женщин, до конца жизни сохранив оптимизм и утверждая, что «никогда не относился к жизни всерьёз». Но может, это была всего лишь маска израненной души, и Пигмалионом он стал сам для себя?..

Юлия Лазарева