Когда мне было десять лет, я впервые задумался об актёрской профессии. Побудительным мотивом было, на самом деле, отчаянная мечта стать супергероем, чтобы щеголять в клёвом цветном костюме в плаще и иметь сверхспособности. И так как в реальной жизни укус радиоактивного паука тебя, скорее, убьёт, нежели наделит умением лазать по стенам, компромисс, в виде киношного супергеройства меня воодушевил.
Единственная капля дёгтя заключалась в том, что пришлось бы эмигрировать, чего я не хотел никогда, и, кстати говоря, не хотел бы и теперь. Мне в детстве казалось, что понятие "русское кино" такое же невозможное, как, например, чернокожий президент США или однополые родители. В моей детской голове было всё чётко и однозначно: есть советский кинематограф и зарубежный, и так как машину времени пока не изобрели, мне оставалось настраиваться на зарубежный, ибо то, что в девяностых пытались снимать, мне, ребенку, признавать как кино, никак не хотелось.
Далее, желая воспитывать меня, сообразно моему призванию, моя семья отправила меня в юношеское театральное заведение, на что я пошёл с определёнными сомнениями, ибо мне совсем не хотелось, будущей кинозвезде, заниматься каким-то там театром. Это было начало моего творческого пути, горячо и страстно влюблённого в театр человека, при том, уважающего, но холодного к кинематографу. Но об этом в следующий раз. (Это такой прозрачный намёк на то, что было бы неплохо подписаться, чтобы потом узнать, как это адекватный парень мог отвергнуть кино в пользу театра ;) да ладно там я, Райкина, вон, Спилберг звал сниматься, и получил отказ! )
В этот раз, о российском кино. Помню, как сейчас: 2004 год, лето, по первому каналу выходит реклама "Ночного дозора". Я просто задыхался от восторга, радости и каждый раз бежал к телевизору, и повторял выученные слова рекламы как мантру, когда её показывали. Я подумал, что произошло какое-то невероятное чудо, и теперь русское кино будет таким же, как во всём мире. Посмотрев сам фильм, я, правда, почувствовал себя, немножко, обманутым: в трейлере-то мне видился, прямо, второй Голливуд, а в кино, почему-то, опять эта русско-советская тусклая картинка, местами, разбавленная скромным количеством спецэффектов, который был почти весь задействован в трейлере. Но даже не смотря на это, какое-то время отечественный кинематограф производил картины, оставляющие надежду на светлое будущее. Но, к чему мы пришли на сегодняшний день, думаю, мне описывать не надо, если вдруг не знаете - включите телевизор. Пришли к тому, к чему пришли. И, откровенно говоря, были обречены к этому придти.
Русское современное кино сегодня не смотрит практически никто. Часть аудитории смотрит кино зарубежное, аудитория постарше смотрит кино советское, аудитория помладше игнорирует само существование телевизора, эмигрировав в ютюб. Русские сериалы, в лучшем случае, исполняют роль фонового звука на кухне, отечественное кино встречается со зрителем, исключительно в обзорах BadComedian. Даже я, горячо болевший за российский кинематограф ещё десять лет назад, буквально силой заставляю себя смотреть русское кино, и то, только в случае крайней необходимости. Более бездарно проведённого времени, чем за просмотром русского кино, для меня найти трудно.
Как и когда так случилось?
Как всегда, все дороги в нашей стране ведут в 91 год. Перемен требовали наши сердца, хотелось работы, "как на Западе", ботинки " как на Западе", ну и кино, конечно же, "как на Западе". Своё отечественное кино нравилось меньше, чем голливудское. Я сам, лично, пусть будучи ребенком, восторженно примыкал к телевизору, если там крутили "Крепкого Орешка 2", и разочарованно стонал, если там обнаруживал "Мою Морячку". И, в принципе, кинематограф начал поступать последовательно, начав пытаться переобуваться на голливудский манер. Так что сегодняшнее кино - закономерный результат, просто незаконченный в своем развитии. На этом моменте, можно было бы сказать, что со временем, всё придёт к тому, что мы догоним Запад, отечественное кино не будет отличаться от зарубежного и закончить этот текст, но не тут-то было.
Сто лет назад, театральная Москва переживала последствия революции. И я не о Великой Октябрьской, я о революции актёрского ремесла, о появлении знаменитого метода Станиславского, прославившего русское театральное искусство на весь мир и подняв его на недостижимую высоту. Константин Сергеевич, опередив своё время, добился того, о чем грезили с тех пор, как появилась актёрская профессия - подлинной жизни на сцене, или как он это сам означил " жизни человеческого духа в предлагаемых обстоятельствах ". И весь советский период нашей истории прошёл в становлении и развитии его революционных открытий. Когда говорят, что, мол, Михаил Чехов, эмигрировав на Запад, там всех нашей системе обучил, поступают некорректно. Конечно, все актёрские успехи зарубежных коллег произрастают из нашей системы, но, все-таки, техника Михаила Чехова лишь занятное дополнение, ответвление. Оно не может заменить саму "систему", как не может Библию заменить житие какого-нибудь святого.
И вот, советский театр и кинематограф подняли планку актёрского существования на максимальный уровень. Удивительно сложилось, что в советскую эпоху, взаимодействие театра и кино сложилось максимально благотворно для обоих искусств. Все артисты были при театрах, откуда приглашались на кинопробы (кстати говоря, оплаченные как съёмочный день), приглашались конкретные артисты, и не на знакомство, а на репетицию (сейчас такого в помине не сыщешь). Понятия "киноактёр" как такового не было, а подобные актёры воспринимались также странно, как парикмахер, не умеющий стричь ножницами (не так давно, я такого парикмахера повстречал... Приплыли.), или футболисты, которые не играют в команде, а просто щеголяют в футбольной форме и пинают мячик (О самой специфике актёрского труда в тот период я вдаваться в подробности не буду, иначе статья не закончится никогда... Но приведённых примеров уже достаточно, чтобы понять, что это была совсем другая история).
Тому итог - весь золотой фонд советского кинематографа, где даже любой средненький фильм сделан на совесть.
На Западе всего этого не было. Там не было театральных ВУЗов, не было привязки кино к театру, и школа Станиславского не была для них истинной и родной. У них в принципе развитие шло другим путём. Если у нас во главе угла стояла всегда "правда", то у них - "иллюзия". Поколение, выросшее в СССР, зачастую, не любили зарубежное кино, и всегда объяснение одно: "ну это же всё неправда"
Наше государство, а то и всё СНГ, имеет за плечами этот зрительский опыт, а потому начинает сравнивать. И даже те, кто уже в помине советского кино не видел, на каком-то генетическом уровне чувствует эту разницу. Но если где-то прибывает, то где-то убывает. Увлёкшись в творчестве содержанием, мы сильно уступили в форме. Мне, подростку, было досадно и стыдно за фильм "Кин-Дза-Дза!", в сравнении с американскими "Звёздными войнами". Знаю, что не одному мне.
И вот, с тех пор, как СССР не стало, молодое и хрупкое кино установило курс к своей мечте - к подражанию Голливуду. И, в целом, все делает в логике своей цели: кино обосабливается от театра, актеров на кастингах смотрят на роли не персонально, а сотнями, снимают не за два года, а за месяц, и правда жизни, которую по сей день мы наблюдаем в советском кино, исчезает как атавизм, ибо в Голливуде снимать фильмы для многоразового просмотра нет острой финансовой необходимости, а потому и у нас пропадёт. Вероятно, советское кино останется такой же уникальной и невозвратной исторической идеей, как и социализм. Но, сам тот факт, что он у нас навсегда есть, уже огромное богатство, ведь мы его можем пересматривать по сей день, и каждый раз видеть что-то новое, в отличии от нынешнего кинематографа. Сейчас часто в интернете шутят: "С каждым годом советские актёры играют всё лучше и лучше". Кстати, сейчас, " Кин-Дза-Дза!" мой самый любимый фильм.