Найти тему
Zames Media

Бело-чёрное, а не наоборот

Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Накануне Дня города Екатеринбургский музей изобразительных искусств готовится к Пятому Международному фестивалю гравюр стиля меццо-тинто, который пройдет с 17 августа по 27 сентября. На мероприятие приедут приглашённые гости со всего света.

Фестиваль разместится на двух площадках: в Екатеринбургском музее изобразительных искусств и Международном центре искусств «Главный проспект». Он обещает стать самым масштабным за всю свою историю по количеству произведений, участников и специальных гостей, которые посетят Екатеринбург.

Международный фестиваль меццо-тинто сосредоточен на достижениях современных художников, которые избирают для творчества редкую и изысканную технику гравюры меццо-тинто. Юбилейный проект объединил 112 художников из 31 страны – от Аргентины, США и Канады до представителей европейских государств, Индии, Японии и Австралии.

Особый вид гравюры

Меццо-тинто – это особый вид росписи гравюр на меди. Считается, что на сегодняшний день это одна из самых редких и сложных техник печатной графики. Эту технику еще называют «черной манерой» - из-за того, что на гравюрах бархатно-черный фон, а также из-за нетрадиционного процесса создания картины – от темного к светлому, а не наоборот.

 Арт Венген: «На перекрестке».
Арт Венген: «На перекрестке».

Фестиваль включает в себя два раздела: открытый конкурс и параллельную программу. Конкурсная часть станет самым обширным и интригующим разделом проекта.

Оценив сотни работ, международное жюри назовет имена четырёх победителей уже на третий день работы фестиваля.

Столицу Урала также посетят два художника-победителя Международного фестиваля меццо-тинто - канадец Ги Ланжевен и американец Арт Вергер. В этот раз они будут выступать в качестве членов жюри фестиваля, а также проведут мастер-классы.

С собой вышеупомянутые художники привезут в дар Екатеринбургскому музею свои работы. Некоторые гравюры будут представлены на фестивале в рамках двух персональных выставок - "Метаморфозы тела" Ги Ланжевена и "Рассказанное светом" Арта Вергера.

 Арт Вергер: «Колонна».
Арт Вергер: «Колонна».

Ги Ланжевен - известный канадский художник-графист, работает преимущественно в стиле ню, а американец Арт Вергер рисует жителей своей страны и через картины рассказывает их истории.

Почти за 10 лет существования фестиваля Екатеринбургскому музею ИЗО удалось сформировать самое широкое собрание современного меццо-тинто в мире. Уже в этом году музей получил сразу 619 гравюр (140 листов - от Ги Ланжевена и 479 - от Арта Вергера), благодаря чему коллекция гравюр увеличилась более чем вдвое: на сегодняшний день она насчитывает уже свыше 1,1 тыс. произведений.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств является одним из самых значительных художественных музеев Урала, ведущим экспозиционно-выставочную, просветительскую и собирательную деятельность. В своих фондах он имеет уникальные памятники общероссийского и мирового значения с XIV века.

Выставочные и культурно-просветительские проекты музея предназначены для разных социально-возрастных групп. Наряду с традиционными формами знакомства с художественным собранием — экскурсионными программами, музей предлагает различные лекционные циклы, дискуссии, поэтические вечера и перформансы.

История

Екатеринбургский музей изобразительных искусств является крупнейшим художественным музеем Урала. Датой его основания считается 1936 год, хотя история коллекций восходит к последней четверти XIX века и связана с деятельностью Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ).

 Залы Музея ИЗО.
Залы Музея ИЗО.

УОЛЕ сыграло немаловажную роль в формировании собрания Свердловского областного краеведческого музея, из художественного отдела которого впоследствии была образована Свердловская картинная галерея (с 1988 года – Екатеринбургский музей изобразительных искусств). В последующие годы музейное собрание пополнялось передачами произведений из Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, поступлениями из Государственного музейного фонда, столичных закупочных комиссий, а также от частных коллекционеров и из мастерских художников.

Здание Екатеринбургского музея изобразительных искусств, расположенное в переулке Воеводина, д. 5, находится на берегу реки Исети в Историческом сквере — месте, где был заложен Екатеринбург. Оно было возведено в 1749 году как Горный госпиталь Екатеринбургского железоделательного завода. Впоследствии назначение его многократно менялось.

В конце 70-х годов прошлого столетия началась масштабная реконструкция и переоборудование помещения в музейное, закончилась реконструкция в 1985 году. Внутренний двор был перекрыт легкой кровлей. Образовавшийся проем, выходящий на набережную, огражден застекленной стеной. Новый просторный зал вместил в себя коллекцию уральского чугунного литья, центром которой является уникальный Каслинский чугунный павильон — монументальное архитектурное произведение, созданное мастерами Каслинского завода для Всемирной парижской выставки 1900 года по проекту петербургского архитектора Е. Е. Баумгартена.

В сентябре 2014 года директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб подписали соглашение о создании культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал».