На московском концерте в "Лужниках" группа Metallica сделала кавер на "Группу крови". Это их традиция: в каждой стране тура они поют какую-то локально значимую песню, но что в Москве это будет именно песня Цоя, даже организаторам концерта стало известно буквально за полтора часа до выступления. Их выбор можно понять: в хит-параде «100 лучших песен нашего века» от Нашего Радио "Группа крови" на 1 месте, а по версии исследования «Русского репортера» — на втором.
Как эта песня появилась
Премьера состоялась в июне 1987-го на 5-м фестивале Ленинградского рок-клуба. По легенде, на концерте песня «не зашла» и мнение было, мол, Кино уже не торт (возможно, потому что не привычная любовная лирика — а про какой-то бой и, возможно, войну).
В группе было принято, что сочиняют все вместе, но тут Виктор Цой принес готовую песню — текст, мелодию и партии инструментов. К 1988 был готов одноименный («Группа крови»), уже шестой, альбом. Выпускать альбом в СССР Цой не хотел (Джоанна Стингрей, жена Юрия Каспаряна, гитариста «Кино», обещала помочь выпустить его в США на виниле), но Алексей Вишня (звукорежиссер) пока делал сведение на своей студии без разрешения группы сделал по сути пиратскую копию и отнес в ларек, где запись растиражировали на весь СССР. Вроде как это (напомню, это не нынешние времена с доступом к любой музыке в телефоне — музыки ограниченное количество, любая новинка — суперхайп) уже сделало альбом знаменитым, а потом еще песня прозвучала в фильме «Игла» (Цой в нем снимался) и все, это гимн поколения практически.
От самого Цоя не осталось никаких интерпретаций смысла вложенного (если вы о них знаете — дайте мне об этом знать в комментариях, например). Есть только интерпретации аудитории. Тогда параллельно шла война в Афганистане — поэтому были версии, что песня об этом. Но при быстро подметили противоречия: нашивки с группой крови не шили на рукава солдат советской армии — бессмысленно, ибо может оторвать в бою.
Сердце на рукаве?
У меня всегда эта фраза про группу крови на рукаве ассоциируется с английским выражением to wear one’s heart on one’s sleeve — в смысле, носить сердце на рукаве. Это значит «открыто выражать свои эмоции», (без каких-либо негативных коннотаций про «душа нараспашку», мол, это безответственно и излишне романтично, как не подобает взрослому человеку). И я думала: вот же — в английском на рукаве носят сердце (эмоции), а у нас — группу крови (на случай если убьют, чтоб опознали).
Что характерно: когда пришли новости про Металлику, я осознала, что не знаю текста и мелодии куплетов. Понятно, что я нерепрезентативна, потому что в моем детстве русского рока не то, чтобы было. Хоть да, первой песней на гитаре была «Звезда по имени Солнце». Тем не менее: припев — хитовый (понятная мелодия, много повторений — и мелодических, и текста), а куплеты — один раз услышишь, и сразу не подпоешь, ибо сложно-мудрено весьма.
Текст песни — глазами сонграйтера
Одинаковыми цветами выделены рифмы: и в конце строк, и внутренние. Подчеркиванием — повторы текстовых фрагментов. Жирным — нарушения в просодии (когда естественное ударение в языке не совпадает с мелодическим ударением — долей).
Форма песни
VcV — что значит "verse-chorus-verse" — то есть два куплета и припев.
Концепция
Дома (в "теплом месте", в зоне комфорта) — удобно и спокойно, но понятно, что нужно быть за его пределами — на улице, в бою. Я хотел бы остаться с тобой, но не могу ("бой", высокие идеалы зовут). Пожелай мне удачи там, куда я пойду, пожелай мне не остаться здесь.
Эмоции: стабильность/нестабильность
На уровне концепции лирический герой 1) четко убежден в необходимости сменить "теплое место" на "бой", у него понятные героические ценности и принципы ("звезда зовет в путь", "не хочу победы любой ценой"). Это стабильность в эмоции. 2) при этом у героя внутренний конфликт ("хотел бы остаться с тобой" — там, в теплом месте, но придется из него уйти ). Это нестабильность.
То есть подавляющая часть стабильная, но чувствуется значительная доля нестабильности. По моим субъективным внутренним ощущениям, это процентов 70% стабильности — и чуть меньше трети нестабильного.
Стабильность четко выражается
- в маршевой ритмичности
- в типах рифм
- (они 99% точные, стабильные (ног/курок, сапогах/снах, ценой/тобой, грудь/путь),
- а также очень много идентичных фрагментов, прямых повторов: рукаве/траве (в сонграйтинге, по стандарту музыкального колледжа Беркли, это не рифма, а повтор, identity — потому что для рифмы нужно, чтобы предударный согласный перед рифмующимся ударным гласным отличался, а тут полностью повторяется ве/ве). И повтор "на рукаве", "пожелай мне +удачи", "не остаться в этой траве", "остаться с тобой". Повторы дают львиную долю стабильности, предсказуемости.
- в схеме рифм (abab) и в количестве строк в куплетах: по 4 строки
Нестабильность выражается в:
- количестве строк в припеве: их 7 (нечетное)
- схеме рифм в припеве: aaxaabb
- В плавающем ритме и длине строк
Посмотрим на куплеты
Поставив оба куплета рядом, мы можем посмотреть на ритмическую составляющую. В основе — трехсложный размер дактиль (ударение на первый из трех слогов). Но соблюдается он процентов на 70. И ритмический рисунок в первом и втором куплетах тоже далеко не идентичны. Например: первый всегда начинается с ударного, а во втором только вторая строка так. Где-то дополнительные слоги появляются, где-то наоборот убираются. Это придает нестабильности. Также как неодинаковость длины строк: они разные по количеству стоп (ударных слогов) и безударных.
Рифмы: стабильные, точные, кроме элегантного внутреннего консонанса ждут/плед (разные ударные гласные, но одинаковый согласный после).
Типы рифм:
точные: место/кресло, отпечатков/нажатый, ног/курок, сапогах/снах, ценой/тобой, грудь/путь. При этом интересно, что это в основном межродовые рифмы — согласные перед ударными гласными принадлежат разным фонетическим семьям. [г] в «сапогах» — взрывной, [н] в "снах" — назальный. грудь/путь — [р] сонорный и взрывной [п].
При этом, как мы уже говорили, есть крайность с идентичными рифмами — где фрагмент полностью повторяется. Но точных рифм (когда первые согласные — из одной фонетической семьи, и лучше — парные звуки) — здесь практически нет. Технически в ног/курок [н] и [р] принадлежат к сонорным, но [н] — назальный, а [р] — вибрант (да и вряд ли это два звука, которые вы пойдете первыми рифмовать интуитивно). Ближайший вариант — это отпечатков/нажатый, то есть чат/жат (точная рифма была бы жат/шат, но ч и ж хотя бы из одной семьи — фрикативных, шипяще-свистящих). При этом в этой конкретной рифме красиво и нестабильно то, что после ударного следует еще один безударный слов и звуки в них кардинально отличаются: ков/ый (сравните, насколько «стабильнее» было бы ощущение, если бы рифма была нажатый/начатый или отпечатков/пожатков. Традиционно именно это в русском называется "точной" рифмой, когда после рифмующегося ударного гласного все остальное идентично фонетически).
И в том, что именно основной тип рифмы (стабильный, но на один шажочек более расслабленный, чем perfect rhyme) — очень сильно отражается эмоциональное настроение всей песни: в целом стабильное, но немножечко разбалансированное.
Ассонансы: крови/номер (разный заударный согласный: в/м)
Консонанс: ждут/плед
Есть еще остаться/звезда по втором куплете — это внутренняя надстроечно-усеченная рифма тать/да. Одинаковый ударный гласный, разные согласные перед т/д (причем это парный звук, максимально точная рифма), а после — в первом случае согласный [т’], а во втором — никакого звука, то есть рифма «усеченная». Если было бы наоборот (да римфовалось с "тать"), это бы называлось добавочной рифмой.
Длина строк:
По длине строк (количеству ударных слогов в каждой строке) песня выглядит вот так:
7 4 7 4 + 4 4 3 4 3 2 2 + 7 6 6 6
По количеству безударных: 10 4 11 6 + 4 7 6 9 5 5 7 + 10 7 10 8
Если сложить все вместе: 17 8 18 10 + 8 11 9 13 8 7 9 + 17 13 16 16 14
Что это нам дает? Возможность увидеть одинаковость и неодинаковость длин строк в зависимости от того, как мы считаем (количество ударных слогов — основной показатель, потому что это количество стоп в размере, вспомните «пятистопный ямб», например). Но и другие цифры условно важны — потому что хоть ударных слогов может быть одинаковое, но размер не везде соблюдается, и где-то добавляются безударные слоги, либо безударных меньше — так мы просто можем видеть вариативность.
Схема рифмы:
abab aaxaabb abab. В куплетах все понятно — четыре строки, рифмуются через одну.
Хочется поговорить про эту схему рифмы в припеве. На самом деле это a(i) a(i) x a(i) a(i) b(i) b(i)
(i) значит identity, то есть идентичность фрагмента. Почему это важно: идентичная рифма — это самый стабильный способ оканчивать фрагменты. В сонграйтинге (по системе музыкального колледжа Беркли, например) это не считается рифмой, потому что рифма как художественно-выразительное средство языка, способствующее музыкальности (а значит «движению») — это вариация, похожесть. А идентичность — не движет вперед, она повторяет то, что мы уже слышали и наоборот останавливает движение структуры, как бы припечатывает сказанное.
Посчитаем еще: у нас 4 идентичности одного вида (ве) (из которых по два раза «рукаве» и «траве»), 2 идентичности другого вида (удачи), 4 раза повторяется «пожелай мне», из них 3 — «пожелай мне удачи», и глобально два раза «не остаться в этой траве». На этом фоне окончить фразу на «в бою», которая не рифмуется больше ни с чем в припеве — это огромная нестабильность, контрастная ситуация, которую можно интерпретировать как какое-то сильное нестабильное чувство — страх? отчаяние? причем это чувство всю песню активно маскирует вот эта бравада, выражающаяся в ритме, в точных рифмах. И в том числе за счет этого нам передается вот эта эмоция — как когда ты маршем идешь в бой со своим полком, тестостерон и отвага зашкаливают, но внутри каждого (на разной правда глубине) сидит ужас ощущения, что в этом бою и убить могут. И вот это хоровое пение — попытка справиться с сосущим "под ложечкой" страхом. Именно от этого так хорошо эту песню петь (особенно среди 50 тысяч человек на стадионе Лужники).
Интерпретация:
Если убрать за скобки слово бой и сопутствующее ему (сапоги и тд), на уровне смысла остается вот что: пространство А (теплое место) — здесь нам хорошо и хочется остаться, пространство Б — там неизбежно нужно оказаться, и сам Процесс — он же путь.
Пространство А в языке песни — это: теплое место, клетчатый плед, не нажатый вовремя курок, солнечный день в ослепительных снах, эта трава, остаться с тобой.
Пространство Б: улицы ждут отпечатков наших ног, звездная пыль на сапогах (?), победы любой ценой, ставить ногу на грудь
Процесс (атрибуты процесса): улицы ждут, порядковый номер, пожелай мне удачи в бою и не остаться, высокая в небе звезда зовет меня в путь.
Это может быть и просто неизбежность взросления (переход из беспечной юности во взрослость, или из мальчиковости в мужчину), и тогда бой — это взрослая жизнь. И в мирном, не-военном, контексте "группа крови на рукаве" — это "я знаю, кто я", или "внешний мир знает, кто я", а "в это траве" — это состояние детства. И адресатом "остаться с тобой" — может быть не только девушка/жена, но и мама, да и папа (то есть — остаться маленьким) — указания на пол того, к кому обращается лирический герой, в тексте нет.
И в этом контексте (невоенном) очень интересным образом остается "И есть чем платить / Но я не хочу победы любой ценой / Я никому не хочу ставить ногу на грудь". Я готов за эту "победу" (свой жизненный успех?) заплатить дорого со своей стороны, но не хочу побеждать причиняя неприемлемый вреда другому — получать преференции, если другой будет поражен в правах, или выигрывать в финансах, если беднеют другие.
Но жизнь — это непростая штука, и изрядная доля нестабильности (печали по тому, что быть взрослым на 100% идеально — невозможно, и сопротивление необходимости идти в "пространство Б") прекрасно передана на уровне художественных средств.
PS Cуществует также английская версия песни (это оригинальный голос Цоя, текст, видимо, Джоанна Стингрей помогала делать).
Спасибо, что прочитали. Оставляйте свои мысли и вопросы в комментариях — подумаем вместе.
Это первый пост в блоге "ЗАДРОТПОП" на платформе Яндекс.Дзен. Подпишитесь на него — если вам интересно читать подобные разборы. Вообще я пока живу в телеграм-канале, можете подписаться и следить там. Я постараюсь уже разобранные ранее песни и какие-то важные тексты потихоньку сюда тоже перевозить.
Слава задротам <3