Это было в том же контракте, про который я уже писал. Мы возили красное дерево, стволами в Европу из Конго/Заира. У них как раз в те дни была очередная революция - Конго стало снова Заиром или наоборот, уже не помню.
Watchmen - охранники, которых обычно организует портовые власти, давали с прихода судна в порт до отхода. Их надо было кормить и поить, чтобы они охраняли судно и экипаж от воровства и зайцев (stowaway). Кто не в курсе это такие зайчики, что пробираются на судно, и таким путём оказываются в Европе. Кстати, по причалу ещё ходили вооружённые солдаты.
Судно проверяют перед отходом из порта. Stowaway search - процедура поиска чужаков силами экипажа. В советские времена иногда были собачки на пароходах. Лучшие искатели, конечно. Так вот мы увидели одного в трюме. Он, как ящерица, там ползал между брёвнами во время погрузки. В конце концов, вызванный местный watchman его поймал. А когда вёл зайчика на выход, тот нырнул куда-то под причал, и только его и видели. Думаю, им это было выгодно обоим. В военное время там быстро с ними разбираются. Заводят за ближайший угол и ата-та.
После осмотра трюма мы обнаружили несколько мешков с едой и канистры с водой, и даже блок сигарет. заяц хорошо подготовился, конечно, не без помощи охранников. Они подкупают их. Не знаю, зачем боцман потом пошёл по берегу с блоком сигарет, но солдат с берега просто наставил на него автомат и тот «поделился» с ним этим блоком.
Другой похожий случай был на выходе из Дурбана (ЮАР), когда темнокожий сам вылез в следующем порту. Мы его не нашли. Делали лёгкий поиск. У нас ещё было много портов до Европы.
Заяц решил, что это уже Европа, а мы просто перешли в соседний Порт Элизабет (ЮАР). Там он и остался. По его словам, его обманули охранники с портом назначения.
Вот такие зайчики в трамвайчике.