Пароходофрегат
Бронепалубный крейсер "Аврора"
В парусном флоте не существовало такого класса кораблей как крейсер. А этим словом обозначалась задача корабля - крейсировать. Как правило такими задачами были разведка, охрана собственных торговых путей, или нарушение торгового судоходства противника, высадка и поддержка десантов и другие задачи. Самым подходящим кораблём на роль крейсера в то время были фрегаты, хотя использовались корабли и других классов (корветы, клиперы). Это были корабли с одной или двумя батарейными палубами, несли до шестидесяти пушек и обладали отличными мореходными качествами. С появлением паровых машин, к пятидесятым годам 19 века, произошёл скачок и в кораблестроении.
Фрегаты получив паровую машину стали называться - пароходофрегаты. Это были по-прежнему деревянные корабли, которые сохраняли парусное вооружение, однако гораздо меньше зависили от погоды. Самым первым пароходофрегатом стал английский "Медея" построенный 1832 году. В России же первый пароходофрегат построили в 1836 году , получивший название"Богатырь". Первое же сражение между пароходофрегатами произошло 5 ноября 1853 года, во-время Крымской войны, между русским "Владимиром" и турецким "Перваз-Бахри". В результате трёхчасового боя турецкий корабль сдался.
В конце 70-х годов 19 века крейсера получили своё официальное название и их разделили на несколько видов: крейсера первого ранга и второго ранга. В свою очередь крейсера первого ранга делились на броненосные и бронепалубные. Броненосные крейсера имели не только бронепалубу, но и бронепояс, а так же артиллерию главного калибра. Типичным представителем броненосных крейсеров являлся "Рюрик" погибший в бою с японскими крейсерами 14 августа 1904 года во время русско-японской войны 1904-1905 года.
Бронепалубные крейсера первого ранга не имели бронепояса, а машинные отделения и погреба с боеприпасами прикрывала бронепалуба. Их водоизмещение составляло более 4000 тонн. Артиллерия состояла из однородных пушек калибра 152 мм, или 120 мм, ярким представителем бронепалубных крейсеров является "Аврора". Крейсера второго ранга также имели бронепалубу, однако их водоизмещение было уже меньше 4000 тон. Обладали высокой скоростью хода и имели относительно слабую артиллерию, как правило калибра 120 мм. Одним из представителей крейсеров второго ранга был "Новик".