Найти тему

Малый бизнес в России: обещания власти и реальность

Путин зачем–то постоянно повторяет как мантру слова о том, что "нам нужно развивать малый бизнес". И вот даже в своем послании к Федеральному собранию в марте 2018 года этот человек "поставил цель" — к 2024 году повысить долю малого бизнеса в ВВП с нынешних 20% до 40% и увеличить занятость в сфере малого и среднего бизнеса до 25 млн человек.

Для информации: доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50–60%. Так, в Великобритании это 51%, в Германии — 53%, в Финляндии — 60%, в Нидерландах — 63% (данныеИнститута экономики роста).

А что же происходит на самом деле? А всё, как вы уже догадались — с точностью до наоборот! Количество индивидуальных предпринимателей (ИП) каждый год уменьшается, их доля в ВВП тоже уменьшается, как и доходы. Подтверждение — КДПВ, взятая отсюда.

Блокировки счетов ИП и ООО только множатся год от года. Так, только в 2017 году банками было заблокировано 620 тысяч счетов предпринимателей. Почему банками? Потому что теперь роль ФНС стали выполнять банки — всё благодаря закону 115–ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и методичкам ЦБ, разъясняющих применение этого закона.

За что можно получить блокировку? Можно — за дело (обналичку), а можно — просто так. Просто потому, что для многих банков блокировка счетов стала выгодным бизнесом: за перевод средств ИП в другой банк многие кредитные организации теперь при блокировке счёта по 115–ФЗ берут до 20% от суммы остатка на счёте. Так поступает множество банков, но больше всего негатива в сети — по поводу Тинькофф Банка. И вот почему: раз, два и три. Собственно, сейчас уже во всех банках творится нечто похожее.

Чтобы понять, по каким причинам предприниматели попадают в черные списки, достаточно заглянуть в Методические рекомендации ЦБ РФ № 18–МР и № 19–МР от 21.07.2017. Так, например, в Методических рекомендациях ЦБ РФ № 18–МР сформулировано 10 критериев для определения неблагонадежности клиентов. Причем уточняется, что такие клиенты обладают, как правило, двумя или более признаками:

— отношение объема получаемых за неделю наличных денежных средств к оборотам по банковским счетам клиента за соответствующий период составляет 30% и более;
— с даты создания юрлица прошло менее 2–х лет;
— деятельность клиента, в рамках которой производятся операции по зачислению денег на счет и списанию денег со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
— деньги на банковский счет поступают от контрагентов, по счетам которых проводятся операции, имеющие признаки транзитных;
— поступление от контрагента денег на счет клиента происходит с одновременным поступлением денег от того же контрагента на банковские счета других клиентов;
— суммы, поступающие на счет, не превышают 600 000 руб.;
— наличные снимаются регулярно — ежедневно или в срок, не превышающий трех–пяти дней со дня их поступления;
— снятие наличных производится в сумме не более 600 000 руб. либо в сумме, равной или незначительно меньшей размера максимального определенного кредитной организацией размера суммы наличных, которая может выдаваться клиенту — юрлицу, ИП в течение одного операционного дня;
— снятие наличных производится в конце операционного дня с последующим снятием наличных в начале следующего операционного дня;
— у клиента нескольких корпоративных карт, они используются преимущественно для проведения операций по получению наличных.

Или вот выдержка из свежего Информационного письма Росфинмониторинга от 01.03.2019 N60 (Консультант+ рассылка 07.03.2019) "О методических рекомендациях по применению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и снятию таких мер":

Росфинмониторингом рекомендован порядок замораживания средств клиентов организациями, осуществляющими операции с денежными средствами, в соответствии с законодательством о ПОД/ФТ
Меры по замораживанию (блокированию) денежных средств, бездокументарных ценных бумаг или иного имущества применяются в зависимости от характера и этапа деловых отношений с клиентом.
Меры по замораживанию предполагают создание условий, при которых лица, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, а также лица, в отношении которых принято решение межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, лишаются возможности получения и/или распоряжения денежными средствами и/или имуществом (в том числе доходом от имущества, таким как проценты по вкладам, дивиденды, и иным доходом, получаемым от имущества, принадлежащего указанным лицам), за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

В переводе с канцелярского на русский это означает, что если вы попали в список 550–П ЦБ (список неблагонадёжных клиентов), то вам должны заблокировать все счета и все вклады во всех банках РФ сразу же. А как попасть в этот список 550–П? Довольно просто. Нужно быть ИП. Остальное за вас сделает ваш банк. Вот, для примера: Черный список по 115–ФЗ от Альфа–Банка

Ситуация тупиковая: банк заблокировал счет и предлагает отправить остатки денежных средств на счет организации, открытый в любом другом банке, а открыть новый счет не представляется возможным. Иногда в такой ситуации спасает открытие счета в небольшом банке за пределами первой сотни. Такие банки даже научились строить на этом бизнес: в отдельных структурах специально ослабили контроль, чтобы привлечь "проблемных" клиентов. А потом их самим заблокировать и забрать их деньги.

Проблема может возникнуть, даже если организация или ИП не успели попасть в черный список. Сама формулировка «перевод собственных денежных средств в связи с закрытием счета» может привести к мгновенной блокировке денег, поступивших на счет в другом банке. Подобная формулировка дает новому банку информацию о том, что деньги переводятся не добровольно, а вследствие блокировки по 115–ФЗ.

А ещё Путин заявил (в очередной раз), что:

Блокировка счетов предпринимателей в рамках антиотмывочного закона должна быть крайней мерой, добросовестный бизнес целесообразно избавить от подозрений.

И — да! Вы опять угадали! На самом деле блокировок станет ещё больше. Хотя бы потому что ЦБ в этом году собирается создать ещё один, более расширенный список "подозрительных контрагентов" (в том числе физических лиц):

Банк России в этом году планирует начать работу над реестром контрагентов с повышенным риском участия в сомнительных операциях, рассказал «Известиям» зампред ЦБ Василий Поздышев. Площадка объединит информацию от таможенной и налоговой служб.

И как вишенка на торте: На вопрос «зачем вы руки выворачиваете бизнесу» ответ простой: «мне план надо выполнять»

С чего вы решили, что цены растут из–за повышения ставки НДС на два процентных пункта? Федеральные СМИ пишут о том, что из–за повышения ставки налога поднялись цены на товары.

А люди читают и кивают.

Ах, цены поднялись.

Ох, НДС подняли.

Чушь это полная. Не повышение ставки налога тому причина. А качественное администрирование налога.

Что это за зверь — администрирование?

А это когда налоговая инспекция предлагает вам как предпринимателю в обмен на спокойную (относительно) жизнь платить n рублей налога, а не сколько получается по экономике предприятия.

Делается это так: система АСК НДС–2 видит вашу декларацию по НДС и декларацию поставщика.
Далее смотрит сколько денег заплатил в бюджет ваш поставщик, куда деньги перевёл дальше по цепочке.

Если ваша сделка по совокупности критериев отбора загорелась «жёлтым», то милости просим на комиссию по обелению налоговой базы.

Там вам подробно замначальника инспекции, облачённая как поп во все золотое, постукивая по столу последней версией «огрызка», популярно объяснит сколько денег надо заплатить в бюджет и почему.

А позади вас будут стоять два опера из одноимённого отдела той же инспекции и вести перекрёстный допрос.

И если вы не успеете в штаны наложить до того, как отключится ваш мозг, то есть шанс успеть сказать, что вы будете с этими колунами общаться только в присутствии адвоката.

А присутствие адвоката на допросе есть свидетельство того, что вы как руководитель на самом деле не руководитель, а подставное лицо. И хотя то самое письмо от 10 июля 2018 года ФНС отозвала под натиском адвокатской общественности, дурно пахнущий следок от этого остался и во внутренних инструкциях ФНС по–прежнему наличие адвоката в пижмаке и галстуке на допросе — дурной тон.

Да, кстати, чуть не забыла: можно получать информацию о готовящейся отправке требования и загорании желтой лампочки на контрагенте. Стоит это от 70 тыс руб в месяц. Итоговая цена (зарплата какого–нибудь на последнего в соответствующем отдела инспекции инспектора) таких услуг зависит от нескольких факторов:

торговый оборот компании,
частота загорания желтой лампочки по статистике инспекции,
вид деятельности компании,
ее внутреннего рейтинга в понимании налоговой инспекции.
Это — извращённый шантаж.
Это — указание на то, какое место в экономической иерархии занимает малый бизнес.

Среднему, кстати, не меньше достаётся.

Если средний бизнес работает вбелую, но у инспекции низкий рейтинг (да–да) по статистике собираемости налогов, то придя на выездную проверку, эти коршуны уйдут только тогда, когда финансово–бухгалтерской службе компании будет выеден мозг чайной ложечкой, а руководство таки согласится на сделку: убираем из расходов часть затрат, понесённых в проверяемом периоде, доплачиваем в бюджет НДС и прибыль, штраф 40% от неуплаченного налога.

И это миллионов на 100–120. Иногда меньше.

Больше им не надо.

А что будет иначе?

Иначе по фиктивному признаку накатают решение, потом заблокируют операции или по суду наложат какое иное обременение, а потом ходи по судам вместо того, чтобы строить.