Найти тему
Ретранслятор.RU

6 причин, почему российские рынки в 90-е годы были раем и адом

Когда распался Советский Союз, свободная торговля внезапно стала легальной. Раньше за продажу пары собственных вязаных носков вас могли посадить в тюрьму. Но в 1992 году все изменилось и уличные рынки стали центром повседневной жизни и отдыха.

Лихие 90-е, яндекс фото
Лихие 90-е, яндекс фото

Позже их заменили торговыми центрами, и лишь небольшая горстка рынков сумела выжить в их тени. Но та уникальная атмосфера, в которой они процветали, ушла навсегда. Посмотрим почему?

1. Импровизированные рынки

По мере того как товары всех возможных видов и качества становились свободно доступными, рынки росли как грибы. Они заполнили пустыри, улицы, подземные переходы, площади, стадионы (самый большой рынок находился в Лужниках). Даже больницы и школы присоединились к оживленной торговле.

Все это напоминало постсоветскую версию Дикого Запада. Импровизированные рынки возникали буквально повсюду. Все, что было нужно -это палатка. Иногда продавцы даже не беспокоились об этом и торговали прямо с задней части грузовиков. О таких вещах как канализация и отопление даже не "мечтали".

Яндекс фото
Яндекс фото

С другой стороны, покупатели могли одеваться с головы до ног, торговаться и находить все необходимое в одном месте-от автозапчастей и пиратских компакт–дисков до домашнего компота. Ни один современный торговый центр никогда не приблизится к такому ассортименту.

2. Картонка на полу

Каждый продавец одежды непременно имел свой кусок картона. Зачем? Кусок картона клали в относительно укромном уголке, где покупатели могли снять одежду, не промокнув и не испачкавшись (рынки работали в дождь, мокрый снег и снег). Честно говоря, некоторые продавцы были достаточно вежливы и даже пытались организовать занавес, чтобы скрыть зрелище от посторонних глаз. Но это не было обязательным. В отличие от куска картона на земле!

яндекс фото
яндекс фото

3. Тележки с едой
Каждый день женщины толкали тележки с едой и напитками через ряды ларьков, продавая чай с лимоном и сахаром, бутерброды, салаты, чебуреки и беляши, вафельные трубочки. Их приезда ждали с нетерпением как продавцы, так и покупатели. Бабушкин салат с тележки всегда был вкуснее коробочного обеда.

Яндекс фото
Яндекс фото

Долгое время на многих рынках не было других объектов общественного питания, кроме этих тележек. Только потом появились рудиментарные “фуд-корты": ряд павильонов, где подавали блины, сосиски, шашлыки и т.д..

4. Челноки
Челночные торговцы были супергероями рынков. Они тащились из города в город (иногда из страны в страну), чтобы купить товары. Они, казалось, не страдали от усталости и имели обширные сети контактов, приобретенных за многие годы почти ежедневного путешествия по стране. В 1990-е годы многие стали новоиспеченными “бизнесменами” (в русском понимании). Их сразу можно было узнать по огромным клетчатым сумкам, которые они повсюду таскали с собой. Они всегда были переполнены товарами и использовались, чтобы сидеть/спать или есть, ожидая поезда или самолета.

яндекс фото
яндекс фото

Хотя челноки с их сумками были не слишком презентабельны (никто тогда не был), некоторые сколотили состояние.

5. Валютный спекулянт
Когда речь шла о продаже в Советском Союзе, иностранная валюта была такой же, как и все остальное, т. е. преступлением. Поэтому неудивительно, что на самых первых рынках были “обменные пункты” – люди с пачками наличных денег в карманах и знаком “купить $/DM” на шее (DM = Deutschmark). В то время это было в порядке вещей. Люди с плакатами на шеях собирались у входа на рынок и проводили день, куря и попивая чай в перерывах между обслуживанием покупателей.


6. Кожаные куртки, дубленки и джинсы из Турции
Почти каждый в то время мечтал о черной кожаной куртке или дубленке, или о паре джинсов. В то время не было денег на приличные вещи от иностранных брендов, поэтому дешевые поддельные предметы вышли на первый план. Качество было шокирующим, но не цена. Их поставляли из соседних стран те же самые челночные торговцы. Турецкие товары заполонили рынки и стали их неофициальным символом.

"Мой друг Антон попал в торговлю через нескольких своих знакомых, один из которых импортировал товары в старом пикапе вольво. Мы вывешивали предметы для продажи на металлической конструкции. Это было на стадионе "Лужники"”, - вспоминает журналист Юрий Львов. "Более чем двухметровый стенд мы называли беда ("беда") – очень распространенное слово в России тогда. Так же называлась самая популярная модель женской кожаной куртки. Вместе с укороченной версией под кодовым названием "полбеды" ее носила половина Москвы.”

Яндекс  фото
Яндекс фото

То же самое было и с джинсами. Не было даже ничего постыдного в тройном джинсовом образе: джинсы и джинсовая куртка, увенчанная джинсовой шапкой.

А Вы застали те "лихие 90-е"? Помните наши рынки?Эх, времена....

Оставляйте Ваши комментарии!

Мы будем признательны за Вашу подписку, это важно для автора и позволит Вам следить за нашими материалами

Кроме того Вам могут быть интересны:

Завидуют, что живу в Европе, пока не узнают кем работаю. Печаль иммигранта

Никто не заставит меня это съесть! Странные традиционные блюда

Грузинские магнаты боятся возвращаться в Россию

"Ах, этот белый теплоход". Сможет ли простой россиянин позволить себе круиз на лайнере "Петр Великий"

Какие русские города носят немецкие имена?

Труба отношений России и Дании