Найти тему
Вячеслав Ермолин

Знакомьтесь с лидером следующего поколения ракетных компаний! Перевод.

Том Маркушич, основатель и генеральный директор Firefly Aerospace из Cedar Park, объясняет, чем его предприятие отличается от NASA, а также от SpaceX и Blue Origin.

В удивительном индустриальном парке на севере пригорода Остина около 150 человек строят космические корабли. На одной из стен висит огромный портрет немецкого пионера ракетостроения Вернера фон Брауна. Позади находится механический цех, где инженеры создают ракетные двигатели. На гигантском видеоэкране в режиме реального времени отображается информация, полученная с испытательного полигона компании в Бриггсе, примерно в тридцати минутах от штаб-квартиры, где еще больше сотрудников фирмы регулярно обстреливают ракетами прерию.

Оба объекта являются частью Firefly Aerospace, производителя беспилотных космических кораблей и ракет для запуска спутников. Том Маркушич, 49-летний основатель и генеральный директор, работал в крупнейших американских государственных и частных космических предприятиях, от NASA до SpaceX. Во время недавнего разговора в его офисе в Седар-Парке уроженец штата Огайо рассказал о своем пути в американской космической индустрии, о силе «Нового Космоса» и о том, почему он делает это в Техасе.

ТМ: Слоган вашей компании «Сделать космос для всех». Что вы подразумеваете под этим?

ТОМ: Это просто способ сказать «Новый Космос», в отличие от космоса эпохи НАСА. «Новый Космос» даст резкое снижении стоимости и расширении доступа к космосу.

ТМ: Техас имеет долгую историю в космической отрасли, особенно в дни славы НАСА. Можете ли вы противопоставить «Старый Космос» и «Новый Космос»?

ТОМ: Мы стараемся быть корректными и не говорим «Старый Космос». Мы называем это космическим наследием. Я думаю, что «старый» действительно отражает то, что он есть — наследие. Мы очень заинтересованы в интеграции лучшего из прошлого, чтобы сделать нашу жизнь легче. Таким образом, заложенный фундамент важен, но с оперативной точки зрения мы сильно отличаемся.

ТМ: Как это?

ТОМ: Быстрее, дешевле - это главное, и не бояться попробовать разные подходы.

Столетний вертикальный испытательный стенд Firefly. Фотография Джеффа Уилсона.
Столетний вертикальный испытательный стенд Firefly. Фотография Джеффа Уилсона.

ТМ: Непрофессионал зная историю Техаса может сказать: «В Техасе должно быть много ученых-ракетчиков, поэтому имеет смысл основать здесь такую компанию, как Firefly». Но так ли это на самом деле, почему вы в Техасе?

ТОМ: Создание великой компании - это не привлечение людей, которые делали подобные вещи раньше. Речь идет о привлечении самых талантливых людей. Найдите самых умных, трудолюбивых, самых страстных людей, которых вы только можете, и если у них нет космического опыта, это нормально, потому что они хороши и мотивированы. Они будут учиться и очень быстро обгонят более опытных. Это та компания, которую вы пытаетесь создать в «Новом Космосе».

ТМ: То есть вы не нанимаете людей из НАСА.

ТОМ: Точно.

ТМ: Почему вы создали эту компанию в Техасе?

ТОМ: Когда Элон [Маск, основатель SpaceX] приехал и создал испытательный полигон в Техасе, я был его первым постоянным директором. Я узнал о возможностях Техаса, которые были очень привлекательными. Техас предлагает отличную экономическую и нормативную среду. Низкая стоимость жизни. В Остине развитая технологичная культура. Экологические нормы не обременительны. Права на землю очень свободны - то, что вы можете делать на своей земле, позволяет вам быстрее двигаться. Сравните это с Калифорнией, с которой я лично столкнулся, работая в Virgin Galactic. Я работал в НАСА в Алабаме, и я работал в штате Вашингтон для [основателя Джеффа Безоса] Blue Origin. Я был во всем, и когда пришло время основывать свою собственную компанию, было совершенно очевидно, что Техас стал моим выбором.

ТМ: Недавно я увидел статистику, в которой говорилось, что SpaceX создала свою ракету Falcon 9 за почти 400 миллионами долларов, тогда как, по оценкам НАСА, для создания подобного типа транспортного средства потребуется 1,6 миллиарда долларов. Почему для частной компании это выходит намного дешевле?

ТОМ: Когда вы делаете что-то в традиционной организации, вы обременены множеством требований, которые повышают стоимость. Это очень рискованная структура. Многие начинания в правительстве звучат так: «Просто даете деньги и людей. Вот инструкции - сделайте это». Такой подход обычно довольно надежен в достижении желаемого результата, но он действительно дорогой. И это обычно поддерживается подрядчиками, которые не склонны делать вещи с наименьшими затратами. С «Новым Космосом» вы тратите деньги людей. Вы не тратите обезличенную кучу денег налогоплательщиков. Это и определяет всю культуру работы.

ТМ: Давай поговорим о том, как ты сюда попал. Как человек решает, что пришло время строить космические корабли?

ТОМ: Я очень интересовался космическими путешествиями, и я провел большую часть своей жизни, изучая физику этого. Я получил докторскую степень в Принстоне, где изучал физику плазмы. В то время огнедышащие ракеты были чем-то, от чего я абсолютно отвернул нос. Я думал: «Люди уже сделали это». Меня интересовали действительно далеко идущие вещи, и это то, над чем я закончил работать для НАСА и ВВС в начале своей карьеры. Разработка космических систем для военных целей, систем доставки людей на внешние планеты, робототехнических исследований внешних планет. А потом я встретил Элона.

ТМ: Кто только он создал SpaceX?

ТОМ: Да. НАСА как бы выдернуло коврик из-под научно-исследовательских работ, над которыми я работал, потому что они хотели сосредоточиться на новой программе под названием «Созвездие», которая была не для меня. Так что они дали мне возможность стать менеджером. Мне всегда нравится изучать новые вещи, поэтому я подумал, что узнаю об управлении и о том, как работают организации. Я просто копался во всех деталях этого. И в какой-то момент подумал: «Привет, есть этот сумасшедший дот-ком, который думает, что может создать свою собственную ракету. Почему бы не пойти и не посмотреть, что они делают, и посмотреть, есть ли у них что-нибудь полезное, чему могу научиться у них? ». Поэтому я собрал все свои книги по управлению и прочее, что я читал, - вы знаете, «Менеджер за одну минуту » и прочее - и я пошел в Кваджалейн.

ТМ: Это цепь южно-тихоокеанских островов, где SpaceX испытывало свою ракету Falcon 1.

ТОМ: Да. И там я нашел команду парней и женщин, которые просто потели в футболках, много пили, рыбачили, катались между островами на катамаранах и запускали эту ракету. У них были костры, они спали под звездами и все такое, а я читал свои стерильные, бездушные книги по управлению. Я носил галстук на работу, у меня было много бумаг и папок. И мне стало ясно, что целью книг по менеджменту является продажа книг по менеджменту. И вот эти люди буквально строят машину для выхода в космос. Я просто в конце концов сказал: «Эй, можешь дать мне отвертку?», И начал помогать.

Markusic на стартовой площадке SpaceX на атолле Кваджалейн в начале 2006 года. Предоставлено Tom Markusic.
Markusic на стартовой площадке SpaceX на атолле Кваджалейн в начале 2006 года. Предоставлено Tom Markusic.

ТМ: Мне нравится образ парня с докторской степенью, работающего над ракетой с помощью отвертки. Например: «Нам лучше затянуть это перед запуском».

ТОМ: Мы закончили тем, что разбили три ракеты там, и частично это было вероятно из-за отсутствия дисциплины. Но это был опыт обучения. Был такой драматический контраст между тем, что мы делали там, и моей прошлой работой. Элон был там почти полный рабочий день, и я был просто вдохновлен его верой в то, что все будет работать идеально. Было очень ясно, что этот парень на сто процентов ожидает, что эта штука будет запущена и будет великолепна. В этом есть что-то притягательное. Эти ребята наметили совершенно новый путь в космос, более дешевый и быстрый доступ. Как только я вернулся в Штаты, мне предложили покинуть НАСА и запустить техасский испытательный центр SpaceX в МакГрегоре. В то время моя жена была на восьмом месяце беременности, но это казалось мне правильным.

ТМ: Но в конце концов ты покинул SpaceX. Зачем?

ТОМ: Поработав на них около пяти лет, ползая по ракетам и разбирая каждую маленькую гайку и болт, я узнал все о ракетах-носителях до такой степени, что смог сам их создавать. И к тому времени мне стало ясно, что не только SpaceX по-настоящему, но и все в «Новом Космосе» может быть реальным. Поэтому я подумал, что должен попытаться помочь другим компаниям, чтобы продвинуть дело. Я пошел в Blue Origin и работал там, очень недолго [всего два месяца]. SpaceX был жестоким и быстро развивающимся, и я процветал в этой среде, но Blue Origin был скорее как хобби богатого человека. Это было шоком для меня. Однажды мне позвонил Ричард Брэнсон из Virgin Galactic и попросил помочь запустить его космический корабль. Поэтому я ушел на разработку ракетных двигателей для него. Проработал около трех лет.

TM: Какую возможность вы увидели, чтобы уйти и запустить Firefly?

ТОМ: Все в этих компаниях было связано с полетом на Марс [и колонизацией космоса]. Но для меня было ясно, что для рынка запуска малых спутников на низкую околоземную орбиту нужна ракета меньшего размера. Я оказался на перекрестке, и сказал себе: «Я знаю, как сделать. Если бы у меня была группа людей и денег, я мог бы построить эту машину. Я знаю что могу. Давайте сделаем ракетную компанию». Это было в конце 2013 года.

ТМ: Говоря о деньгах, к кому ты обращаешься, когда решил строить ракеты?

ТОМ: Я смог вложить 1 миллион долларов. Мои два деловых партнера вкладывают сопоставимые суммы. А потом мы начали разговаривать с друзьями, семьей и нашими профессиональным окружением - несколько сотен тысяч долларов здесь, несколько сотен тысяч там.

ТМ: Но это не продвинет тебя слишком далеко.

ТОМ: Вы начинаете тратить серьезные деньги, когда нанимаете людей и делаете вещи. Я думаю, что мы в конечном итоге собрали 20 миллионов долларов таким трудным путем, небольшими порциями. Это то, что занимало все мое время. А когда вы сжигаете более 1 миллиона долларов в неделю, как и мы, вы всегда быстро мчитесь к обрыву. Я обошел каждого венчурного капиталиста в Силиконовой долине в тот период, но эти люди привыкли финансировать компании, занимающиеся приложениями, в которых пять парней и несколько программистов в Индии или что-то в этом роде. У них низкая вероятность успеха, но также низкие начальные вложения в финансировании и очень высокая потенциальная отдача. Таким образом, венчурные капиталисты могут сделать сотню ставок на такие компании по цене финансирования одной ракетной компании.

ТМ: Вот почему имеет смысл, что миллиардеры, такие как Безос, Маск и Брэнсон, являются людьми, которые создают ракетные компании.

ТОМ: Верно. Вы должны иметь покровителя, который имеет страсть к космосу, ресурсы и широкое видение перспективы.

ТМ: И что случилось? По сути, компания жила от режиме постоянного поиска денег. Как вы вышли из этого круга?

ТОМ: Мы этого не сделали. Мы столкнулись с идеальным штормом. Мы заключили инвестиционную сделку на 30 миллионов долларов. Один инвестор был европейской компанией, а другой - американцем. Это было летом 2016 года, а затем произошел Brexit, который создал напряжение по Европе, что заставило европейскую компанию отступить. Примерно в то же время ракета SpaceX Falcon 9 взорвалась на стартовой площадке и напугала американского инвестора. У нас закончились деньги. Firefly Space Systems обанкротилась.

Сброс жидкого кислорода на полигоне Бриггс. Фотография Джеффа Уилсона.
Сброс жидкого кислорода на полигоне Бриггс. Фотография Джеффа Уилсона.

ТМ: На человеческом уровне это трудно? Строите свой ракетный корабль, и вам пришлось его закрыть. Это должно быть трудным решением.

ТОМ: Я был абсолютно несчастный. Это напомнило мне течение жизни - вы знаете, вы рождаетесь сами, вы умираете сами. В конце концов, только я один сижу на собраниях по банкротству. Сложнее всего было уволить 160 человек - подвести всех этих людей - и подвести инвесторов.

ТМ: Что ты сделал со всем этим? Я имею в виду, здесь были части ракеты. Что происходит с частично построенной ракетой, у которой больше нет компании?

ТОМ: Это была вторая самая сложная часть: смотреть на все это и думать, что кто-то собирается его забрать, разрезать и продать на металлолом. И перд вами закрываются двери. Все это время у меня все еще оставалось это офисное помещение, и у меня еще был испытательный полигон в Бриггсе. Я действительно приходил сюда на работу. Был только я, один, и части недостроенной ракеты.

ТМ: Над чем ты работал?

ТОМ: Каждый день надо было вставать и говорить: «Что я собираюсь сделать, чтобы попытаться изменить это, вернуть это назад?» И затем, вы знаете, в конечном итоге что-то происходит.

ТМ: Нравится что?

ТОМ: Мы многому научились, и теперь у меня была возможность сконструировать абсолютно правильную ракету. Если бы мы завершили первую ракету Firefly Alpha, она была бы намного менее конкурентоспособной, чем второе поколение, которое мы сейчас строим: оно было слишком маленьким; грузоподъемность не была оптимальной для того типа спутников, на который она была бы рассчитана. В любом случае я мог бы привести нас к долгосрочному провалу. Поэтому я начал переделывать ракету. Еще одна вещь, которая произошла, это то, что я встретил Макса Полякова, предпринимателя из Кремниевой долины, который разными способами заработал деньги в интернете. Макс услышал историю о том, что мы обанкротились, пришел и купил активы компании, и мы перезапустились как Firefly Aerospace через шесть месяцев после того, как мы закрылись.

ТМ: Недавно появились новости о том, что вы будете строить завод на космическом побережье Флориды и запускать ракеты на мысе Канаверал, а ранее вы объявили, что также будете запускать на авиабазе Ванденберг в Калифорнии. Между тем, в Техасе есть несколько мест запуска ракет - у SpaceX есть одно около Браунсвилла, а у Blue Origin есть одно около Ван Хорна, в Западном Техасе. Почему бы не запустить ближе к дому?

ТОМ: Это во многом связано с тем, над чем вы собираетесь лететь. Вы хотите быть в месте, где, если ваша ракета выйдет из строя, она не повредит имуществу или людям, находящимся под ней. Для орбитальных запусков быть рядом с заливом - не такой хороший вариант, как возле открытого океана. Если вы начнете движение над заливом, вам придется совершить несколько маневров уклонения, чтобы обойти острова, такие как Куба, а это приведет к дополнительному расходу ракетного топлива. Также проще использовать существующий объект. Часть игры здесь - время и деньги. Есть множество людей, говорящих о полетах в космос, и очень сложно сказать, кто настоящий, а кто нет. Поэтому очень важно попасть туда и показать людям, что вы настоящие, как можно скорее. Посмотрите на SpaceX. Они использовали государственную инфраструктуру, и теперь, когда они созданы, они строят свои объекты в Браунсвилле.

ТМ: Поскольку небольшие спутники вращаются вокруг Земли ближе, чем традиционные спутники, они могут передавать нам данные быстрее. Почему это открывает большие возможности?

ТОМ: Мне нравится говорить, что космос - это следующий рубеж в информационной революции, как в сборе, так и в распространении информации. Возьмем, к примеру, изображение Земли: с низкой околоземной орбиты вы можете в любое время отследить, сколько железной руды в Китае или оценить вырубку лесов или сколько машин находится на стоянке торгового центра. Это невероятно мощная и ценная информация. Есть неограниченные варианты использования.

ТМ: То есть мы будем получать постоянные изображения всей планеты в высоком разрешении?

ТОМ: Это зависит от того, что вы хотите и как часто вы этого хотите. И в каком регионе вы смотрите. Я имею в виду, мы можем говорить о вещах в реальном времени - скажем, проследить за своей девушкой, наблюдая из космоса, как ее машина едет.

ТМ: Это жутко.

ТОМ: Я просто имею в виду, что это возможно. Появляется возможность доступа к закрытым рынкам. Вы знаете, у [почти половины] людей в мире нет Интернета. Предоставление им доступа может помочь поднять их уровень жизни. Проще распространить широкополосный доступ в Интернет с помощью спутников, чем проложить наземные кабели и оптоволокно. Во многих случаях это также более быстрый интернет. У меня здесь были люди из крупнейших финансовых учреждений мира в итальянских кожаных туфлях, которые говорили: «Если вы сможете доставить мне данные из Индии в Нью-Йорк на пять миллисекунд быстрее, чем через оптоволоконный кабель, это принесет мне 250 миллионов долларов», потому что более пятидесяти процентов трейдинга - это торговля на высоких частотах. Так много всего будет. Восприятие, что исследование космоса - это «Один маленький шаг для человека» не совсем то, что происходит. Это большая финансовая игра, которая в конечном итоге и должна быть целью. Мы американцы. Мы бизнес. Мы должны зарабатывать деньги. Заниматься другими делами, например, отправляться людей на Луну, - это глазурь на торте.

Вид внутри секции между ступенями Firefly's Stage 2. Фотография Джеффа Уилсона.
Вид внутри секции между ступенями Firefly's Stage 2. Фотография Джеффа Уилсона.

TM: Можете ли вы нарисовать мне картину, где Firefly идет в будущем? Являются ли маленькие спутники точкой входа в гораздо более широкую космическую игру: пилотируемые межпланетные путешествия и тому подобное?

ТОМ: Я бы хотел, чтобы мы стали поставщиком компонентов. Основная причина, по которой все это было так дорого для нас, заключается в том, что мне пришлось разрабатывать свои собственные ракетные двигатели, свои клапаны, все эти вещи. Вы хотите создать ракетную компанию? Здесь: вы можете купить ракетные двигатели из моего каталога. Я продам тебе запчасти. Таким образом, барьер для входа в будущие компании будет значительно снижен, потому что вам не нужно создавать эти технологические чудеса, чтобы начать свою компанию. В прошлом запчасти были невероятно дорогими, потому что они в основном продавались правительству. Если вы хотели купить главный двигатель космического корабля, это были десятки миллионов долларов. Но если-бы могли купить ракетные двигатели за пару сотен тысяч долларов у этой компании в Остине? Это полностью изменило бы экономику.

ТМ: Вы объявили, что запустите ракету к концу этого года. Это случится?

ТОМ: Люди делают слишком много обещаний в мире, и я не такой человек, как дающий пустые обещания, но я могу вам сказать, что все в этой компании работают к 6:30 утра 16 декабря 2019 года. И мы работаем в этом аду.

ТМ: Хорошо, будь честен. Вы занимаетесь этим, потому что ракеты просто крутые?

ТОМ: Я парень-христианин. Я определенно верю в провидение. Я верю, что есть Бог, который создал меня, чтобы делать такие вещи. И если ты делаешь то, для чего ты создан, это, естественно, просто потрясающе, верно? Это превосходно.

Это интервью было отредактировано для ясности и продолжительности.
Эта статья первоначально появилась в июльском выпуске « Texas Monthly» за 2019 год с заголовком «Getting to Liftoff».

Оригинал.
https://www.texasmonthly.com/articles/leader-next-generation-rocketry-companies/​