Найти тему
Сергей Спирин

Про консультантов в США и не только

Сейчас читаю книжку Тони Роббинса «Непоколебимый». Книга оставляет двойственные впечатления, и подробную рецензию на нее я планирую написать позже, когда дочитаю до конца. Однако, некоторыми любопытными цифрами хочу поделиться уже сейчас.

В США насчитывается порядка 310 тысяч зарегистрированных финансовых консультантов (все данные здесь и далее – от Тони Роббинса).

Казалось бы - как здорово, не то, что у нас!

Но не спешите...

Из них порядка 90% консультантов являются брокерами. То есть продавцами, если правильно переводить это слово на русский язык, поскольку слово «брокер» у нас часто используют в узком смысле – проф. участник, обеспечивающий клиенту доступ к биржевым торгам, а в США – в более широком смысле, как посредника-продавца любых инвестиционных продуктов.

Отличительной особенностью брокера в США является тот факт, что брокер НЕ обязан следовать фидуциарному стандарту, т.е. при предложении инвестиционных продуктов брокер в США не обязан, в первую очередь, руководствоваться интересами своих клиентов. Брокер в США руководствуется интересами фирмы, на которую он работает. Ну, в общем, как и у нас.

Это те люди, которых я в своем видео https://www.youtube.com/watch?v=2K7EeO2AP_I «Существует ли идеальный инвестиционный советник» называл «Советник типа A: сотрудник инвестиционной индустрии». Т.е. человек на зарплате и бонусах в конкретной инвестиционной компании, продающий клиентам продукты этой и только этой инвестиционной компании.

То есть из 310 тысяч финансовых консультантов остается лишь 31 тысяча тех, кто зарегистрирован как независимые консультанты.

Казалось бы, и это все равно весьма много?

Но, опять же, не спешите...

Дело в том, что у большинства из этой 31 тысячи консультантов, зарегистрированных как «независимые», на самом деле, «двойная регистрация». Т.е. они работают на два лагеря. У них нет единственного работодателя, и они могут предлагать продукты сразу многих компаний, но при этом они получают от этих компаний вознаграждение за продажи.

Это аналоги тех людей, которых я в своем видео https://www.youtube.com/watch?v=2K7EeO2AP_I «Существует ли идеальный инвестиционный советник» называл «Советниками типа B: условно независимый советник».

И таких советников в США - 26 тысяч из той 31 тысячи, которые зарегистрированы как «независимые».

Сколько же остается реально независимых инвестиционных консультантов в США?

Всего 5 тысяч 310 консультантов. Или лишь 1,6% от общего числа советников. Это аналоги тех людей, которых я в своем видео https://www.youtube.com/watch?v=2K7EeO2AP_I «Существует ли идеальный инвестиционный советник» называл «Советниками типа С: реально независимый советник».

Т.е. свыше 98% советников имеют явный конфликт интересов со своими клиентами, и не являются «независимыми».

Но и это еще не все...

Тони Роббинс, со слов консультировавших его людей, которые «в теме» рынка инвестиционного консалтинга в США, пишет, что и среди этих 1,6% советников есть определенное количество людей, которые разными способами «мухлюют» при инвестиционных советах. Например, консультируют от лица одной фирмы, а вознаграждение получают на другую, дружественную или аффилированную. Либо продают продукты связанной с ними фирмы. Либо получают вознаграждение не за продажу продуктов, а, к примеру, «за оказание консультационных услуг» брокеру. Словом, формальный статус «независимого консультанта» и отсутствие «двойной регистрации» - это еще не гарантия того, что консультант действительно является независимым. И похоже, что количество реально независимых консультантов, в действительности, менее 1% от зарегистрированных инвестиционных консультантов.

Вот такая вот грустная арифметика.

И все же, если вы хотите получить инвестиционный совет, который будет даваться действительно в ваших интересах, а не в интересах консультанта, постарайтесь найти реально независимого советника.

Хотя это будет и весьма непросто.

Даже в США. А уж тем более – в России.