Для большинства владельцев бизнеса это человек, который тупо будет вести его инстаграмы (не хочешь сам, поручи другому). Все вроде бы слышали, но никто не понимает, какое количество работы делает smm-специалист, кто он и, главное, для каких целей?
У меня маленький опыт: эту профессию я осваиваю с 2017 года. В ней каждый год появляются новые тренды: сегодня модны лонгриды (длинные тексты), завтра сторис, а послезавтра они придумают новое приложение и оно станет модным. Количество новых соцсетей с каждым годом все больше и больше, технические инструменты меняются, алгоритмы показов имеют свою последовательность.
Я могу сказать, что smm-специалист — это главный редактор ваших аккаунтов во всех соцсетях, это человек, который понимает, в каком направлении рассказывать, показывать, двигать ваш бизнес, какой формировать имидж, этот человек — ваш Танкер "Продвижение», который сквозь толщи льда конкурентов ведёт ваш корабль, а вы собираете новый улов.
Я учусь каждый день, читаю коллег, задаю им вопросы (Спасибо Катя и Лора), смотрю ролики на Ютуб, читаю статьи, книги, просматриваю интересные мне аккаунты.
Чтобы работать с соцсетями, мало знать только ЦА, мало написать стратегию — чтобы работать с соцсетями, нужно чувствовать, что подойдёт именно этому клиенту, какая картинка выстрелит, с каким блогером работать, а с каким не стоит, на какую соцсеть делать упор. Важно знать много технических моментов. И, да, таргетолог — это отдельная профессия, но многие smm-специалисты тоже умеют настраивать рекламную кампанию.
Моя сильная сторона — это креативные идеи, текст, фото; слабая — это видеомонтаж, стратегия, таргетинг.
Часто в вакансиях пишут: «со знанием Фотошопа». Кроме профессиональных ретушёров кто-нибудь ещё использует в скоростном современном мире Фотошоп?
Вы видели, какое количество видеоредакторов можно скачать?
Я обрабатываю фото в Пиксарт, спасибо моей племяшке за подсказку.
Или часто просят: «нам нужны органические охваты»!
Всем нужны. Так выделяйте бюджет на рекламу Инсты, ФБ, Яндекс.Дзен, пишите интересно, находите СВОИХ — и, пожалуйста, будет вам сколько надо всех этих охватов.
Рома мне говорит,
- Я хочу, чтобы через Инстаграм приходили продажи.
Рома владелец салона мебели, главный его продукт — диваны, про мебель нам известно, что часть его клиентов покупают диван раз в 5-10 лет, покупают диваны попой.
Все, что я могу сделать как smm-специалист, это собрать для него такие темы, настолько интересные, чтобы любой топ-менеджер захотел читать «Жизнь на диванах» в перерывах между работой и сном, чтобы каждая хозяйка из Строгино лайкала каждый пост, комментировала и участвовала в конкурсах, а потом все эти люди через 5 лет все-таки заказали у Ромы победный диван. Или мы можем все 10-15 постов в месяц ставить на рекламу, и несколько из них будут выстреливать 10-кой клиентов.
Что хорошо продвигается через социальные сети, так это — одежда, обувь, аксессуары, хендмейд-творчество (посуда, сувениры, открытки) и другое. За несколькими такими аккаунтами я наблюдаю: за дизайнером из Бали, которая интересно рассказывает о своей реальной жизни (может выдуманной), пишет короткие тексты по психологии, снимает видосы с австралийским бойфрендом Майки. В целом, это все качественно, красиво и с философией «моя одежда вне трендов, моя одежда – на любой сезон и на долгое время». Наблюдаю и за дизайнером из Израиля: очень своеобразный интересный трикотажный бренд, или за парочкой из Питера их жизнью и магазином винтажной одежды.
Выхожу я как-то на прогулку в парк и думаю, вот чего от меня хочет владелец бизнеса?
Диваны хотят, чтобы тексты, видосы и картинки приводили новых клиентов; детский хоспис хочет, чтобы благотворители чувствовали его благонадёжность и делали свои пожертвования.
Дизайнер — чтобы как можно больше «юбок счастья» были заказаны новыми клиентами. В любом случае, каждый, кто рассказывает вам про авторские сумки, часы, косметические услуги и другое, рассказывает для того, чтобы заинтересовать, разогреть и привести к покупке.
И моя цель — рассказывать об их бизнесе, продукте так интересно, так захватывающе, чтобы толпа стояла у входа в Директ и хотела купить. Но, увы, так не бывает, ни один нормальный смм-менеджер не скажет вам, что может с этого поста привести 10 релевантных покупателей. Не придумали ещё наши IT-шники такое зверское приложение, которое бы отслеживало мысли потенциального клиента (я не говорю о системе, отслеживающей ваши запросы в поисковике и говорящей, что покупку сейчас можно оплатить через соцсеть). Потом, не каждый пост может быть настолько ХАЙП. Мы с вами не Ольга Бузова и не Кардашьян. И я не про количество подписчиков, а про количество эмоций.
Вы ведь все сами потребители, мы все потребители, мы покупаем то, что нам необходимо, и то, что нам нравится: мне нравятся эти сережки, я куплю их месяца через три. Мы работаем с теми, с кем нам хорошо и приятно работать. Я прихожу к Аревик делать маникюр больше 3 лет, потому что это не просто услуга — мы общаемся: я рассказываю ей многое, она делится своей жизнью. Сейчас другое время. Сейчас не хотят нервов, сейчас все хотят медитировать, а также чтобы заказы приходили через астральные звуки ОМ: произнес — и в Директ дзинькнуло сообщение. Магнит-маркетинг, сторитейлинг. Ты рассказываешь – у тебя хочется купить, с тобой хочется дружить, за твоей жизнью мне интересно наблюдать. ))))
СММ-специалист выстраивает историю-стратегию о вас и вашем деле, и мы вместе с вами рассказываем людям настоящие правдивые сценарии или выдуманные сказки, составляем расписную грамоту — контент-план. Лучшие фильмы основаны на реальных событиях или на выдуманных фэнтези. Давайте писать комиксы или рассказывать курьезы, давайте посмотрим на мир иначе. Стандартов больше нет! Утиные губы перестали быть модными. Хочется чего-то нового — ежики и счетный автомат? Почему бы нет?
И ещё, дорогие потенциальные заказчики, всегда выделяйте бюджет на рекламу в сетях. Без рекламы эти все красивые истории никто не увидит. Кто бы смог посмотреть «Москва слезам не верит», если бы он не вышел в прокат? Выходите в прокат, тираж, пишите в мой Директ, смотрите мое резюме, щелкайте ссылки на мои работы. Спасибо.
С уважением, Ольга Деми, блогер smmЩик
Правку текста делал - независимый корректор.