К «вечным» проблемам родителей можно отнести выбор профессии и направления занятий для ребенка.
Из биографии Карла Линнея, ботаника, создателя единой системы классификации растительного и животного мира (начало 18-го века).
«…Отправив сына в Лунд, пастор Нильс и его супруга Христина не особенно верили, что он там останется. В глубине души они были не против того, чтобы его постигла неудача и он возвратился домой, хотя, конечно, в то же время мысль о возможной ученой карьере сына ласкала их самолюбие.
Но ведь совсем не известно еще, к чему может привести университет. Лекарь? Садовник? Хорошо ли эти люди обеспечены в жизни? То ли дело положение священника! Это привычное, понятное занятие в их роду.
- Подумать только, лекарь… Да заработает ли он себе на жизнь? Конечно, в нашем приходе особого достатка нельзя иметь, но по милости бога и мы не бедствуем. Сколько священников уже дал наш род! Не так ли? – обратился пастор Нильс к жене, раскуривая трубку...»
Вера Корсунская
«КАРЛ ЛИННЕЙ»
С того времени родительские надежды и страхи не сильно изменились: тут и желание ребёнку достатка в будущем, высокого социального положения и, в общем, беззаботной жизни без особых амбиций.
Несмотря на привычки, в современно мире качество обучения требует более серьёзного подхода. На что хотелось бы обратить внимание родителей при выборе занятий для ребёнка:
1. Позволить ребёнку заниматься своими интересами. Если он увлекается физикой или химией, спортом, то позвольте ему посещать соответствующий клуб или дополнительные занятия.
2. Если ваши родительские амбиции требуют от ребенка определённых занятий, то постарайтесь ему объяснить пользу от других занятий, к примеру, музыкой или рисованием. Так, занятия музыкой дадут ребёнку определенное развитие мышления, усидчивость, а занятия рисованием позволят ему развивать объёмное мышление. Занятия спортом под руководством квалифицированного тренера также принесут пользу и в других сферах. Можно заметить, что если у ребенка нет олимпийских амбиций, то не стоит вести тренировки по усиленной программе: будет достаточно средней общефизической подготовки. Абстрактные аргументы престижности или просто нужности для ребёнка не очень понятны.
3. Если проблема стоимости обучения для семьи существенна, то это не должно лишать ребёнка интересных для него занятий. Можно подобрать курсы самообразования, использовать самоучители.
Современная экономика становится более гибкой и разнообразной в плане занятости и применения своих талантов. Поэтому ребёнок в современной системе обучения должен приобщаться к разным видам деятельности, получать навыки и знания из различных профессий.
Из воспоминаний Карла Линнея:
«…Здесь Карла ждали настоящие страдания. Можно без преувеличения сказать, что в низшей грамматической школе, в которой мальчик проучился, начиная с 1716 года, целых пять лет, легко было отупеть, напрочь потерять интерес к любому живому знанию, погрузившись с головой в зубрежку. Только ее и ее требовали, только ее и признавали педагоги этой школы. Они отравляли сердце детей своей грубостью и жестокостью.
В школе не было места улыбке ребенка, его вопросам о непонятном, радости узнавания нового, - все это исключало бессмысленное зазубривание начатков наук с обильной приправой тяжелых наказаний.
Тупые черствые люди, каковыми были учителя грамматической школы, постоянно издевались над маленьким Линнеусом и его большой любовью к растениям и естествознанию. Они находили ребенка чрезвычайно глупым, раз он не твердил заданных страниц.
- У меня волосы дыбом становятся, когда я об этой школе вспоминаю, - такую достаточно суровую оценку дает бывший ученик приснопамятной грамматической школы в Векшьё много-много лет спустя.
- Маленький ботаник! Ха-ха, маленький ботаник, - издевались учителя, вместо того, чтобы поддержать и развить интерес ребенка к природе.
- Маленький ботаник, - дружным хором дразнили мальчишки.
Даже покровительство ректора школы, господина Ланнеруса, по счастью также любителя растений, не могло оградить Карла.
У Ланнеруса был хороший сад, и он разрешил мальчику заниматься в нем. Он же познакомил его с доктором Ротманом, врачом и преподавателем. Оба они внимательно и с уважением отнеслись к наклонностям незадачливого школьника, разглядев, несмотря на дурные отметки, его истинное дарование, наблюдательность, способность интересоваться и размышлять…»
Вера Корсунская
«КАРЛ ЛИННЕЙ»
От внимания как самих родителей, так и преподавателей зависит много не только в будущем каждого ребёнка, но и всей страны.