Найти в Дзене

Горэлектротранс рассказал в Дрездене о строительстве «водородного трамвая»

Начальник Службы технической политики - советник директора СПб ГУП «Горэлектротранс» Сергей Китаев на презентации макета «водородного трамвая» в Трамвайном парке № 1
Начальник Службы технической политики - советник директора СПб ГУП «Горэлектротранс» Сергей Китаев на презентации макета «водородного трамвая» в Трамвайном парке № 1

Представители Горэлектротранса в составе делегации Санкт-Петербурга во главе с первым заместителем председателя Комитета по транспорту Владимиром Реуновым приняли участие в семинаре, прошедшем в рамках программы «Трансформация в сторону безвыбросного транспорта в Дрездене и Санкт-Петербурге». Участником программы петербургский Горэлектротранс совместно с филиалом «ЦНИИ СЭТ» ФГУП «Крыловский государственный научный центр» стал в 2017 году. Тогда на XIV Конференции городов-партнёров России и Германии был представлен проект разработки трамвая, катера и грузовика с использованием водородного топливного элемента в качестве источника тока.

Горэлектротранс начал строительство действующего макета трамвая на водородных топливных элементах

Проект Горэлектротранса и ЦНИИ «СЭТ» был одобрен и включён в программу «Трансформация в сторону безвыбросного транспорта в Дрездене и Санкт-Петербурге», получившую грант Министерства образования Германии. Первая встреча с обменом мнениями о развитии экологически чистого транспорта состоялась в 2018 году - на площадке научно-технического лектория Горэлектротранса в Музее городского электрического транспорта.

На семинаре в Дрездене Горэлектротранс представил уже практические разработки в этом направлении: реализацию проекта по созданию действующего макета трамвая на водородных топливных элементах. С докладами на эту тему выступили начальник Службы технической политики - советник директора СПб ГУП «Горэлектротранс» Сергей Китаев и заместитель директора ЦНИИ «СЭТ» по направлению водородной энергетики Игорь Ландграф.

Семинар в рамках программы «Трансформация в сторону безвыбросного транспорта в Дрездене и Санкт-Петербурге»
Семинар в рамках программы «Трансформация в сторону безвыбросного транспорта в Дрездене и Санкт-Петербурге»
Семинар в рамках программы «Трансформация в сторону безвыбросного транспорта в Дрездене и Санкт-Петербурге»
Семинар в рамках программы «Трансформация в сторону безвыбросного транспорта в Дрездене и Санкт-Петербурге»

Напомним, строительство испытательной платформы для водородных топливных элементов на базе трамвая ведётся в производственном депо Трамвайного парка № 1. В сентябре действующий макет трамвая, оснащённый новой системой генерации электроэнергии, должен пройти ходовые испытания на петербургских маршрутах.

Макет «водородного трамвая» в производственном депо Трамвайного парка № 1
Макет «водородного трамвая» в производственном депо Трамвайного парка № 1

Участников семинара, в частности, заинтересовало, насколько применение водородной батареи изменит нагрузку на ось вагона. Сергей Китаев отметил, что нагрузка существенно не изменится, а в целом повышение нагрузки на ось современного транспортного средства «является платой за комфорт пассажиров, низкий пол и снижение шума».

Транспорт Дрездена

В рамках семинара представители Горэлектротранса ознакомились с организацией общественного транспорта в Дрездене. В городе проживают около полумиллиона человек, пассажирские перевозки осуществляются трамваями и автобусами, которые эксплуатируются в одном парке и используют для передвижения совместные обособленные пути.

На улицах с небольшим движением применяется так называемая «венская остановка», когда вместо обустройства повышенных посадочных площадок в месте остановки трамвая повышается уровень всей проезжей части. Это позволяет пассажирам проследовать с тротуара в низкопольный вагон с максимальным комфортом.

«Венская остановка» с повышением уровня проезжей части
«Венская остановка» с повышением уровня проезжей части

«Классические» повышенные посадочные площадки оборудованы на улицах с плотным автомобильным потоком, где трамвай двигается по обособленному полотну. На остановках имеются электронные табло, дополнительные сидячие места для размещения пассажиров, а прозрачные ограждения не только защищают людей в непогоду от брызг с проезжей части, но и гармонично вписываются в архитектурный облик.

Трамвайная остановка с повышенной посадочной площадкой
Трамвайная остановка с повышенной посадочной площадкой
Уличный автомат для продажи билетов
Уличный автомат для продажи билетов
-8
Пиктограммы, иллюстрирующие правила проезда и поведения в общественном транспорте
Пиктограммы, иллюстрирующие правила проезда и поведения в общественном транспорте

Кроме того, на остановках общественного транспорта в Дрездене используется специальный бордюрный камень, позволяющий транспортному средству подъезжать максимально близко к посадочной площадке. Благодаря этому повышается удобство высадки и посадки пассажиров, автобус не повреждает боковины колёсных шин. А для понижения шумности трамвая на линиях применяется прирельсовый профиль со специальной мастикой.

Специальный бордюрный камень на остановке в Дрездене
Специальный бордюрный камень на остановке в Дрездене
Специальная мастика в совокупности с прирельсовым профилем в 5 – 6 раз снижает шумность трамвая
Специальная мастика в совокупности с прирельсовым профилем в 5 – 6 раз снижает шумность трамвая
Подготовленное «корыто» для укладки трамвайных путей на историческом мосту
Подготовленное «корыто» для укладки трамвайных путей на историческом мосту

Участники семинара также ознакомились с Дрезденским предприятием городского транспорта DVB (Dresdner Verkehrsbetriebe AG), в частности, с работой диспетчерской. Диспетчерская смена состоит из шести человек: начальника смены, специалиста по связям с оперативными службами города, а также диспетчеров по трамваю, автобусу, сложным участкам движения и энергохозяйству.

Помещение диспетчерской
Помещение диспетчерской
Диспетчер за работой
Диспетчер за работой

Интересной для петербургских транспортников также была экскурсия на производство электромобилей Volkswagen. Для перевозки грузов между цехами внутри города заводом используются два грузовых трамвайных вагона 60-метровой длины. Любопытно, что в Петербурге с дореволюционных времён и до 1997 года тоже существовал грузовой трамвай, и даже действовал отдельный грузовой трамвайный парк им. Красуцкого.

Завод по производству электромобилей Volkswagen
Завод по производству электромобилей Volkswagen
Конвейер завода по производству электромобилей Volkswagen
Конвейер завода по производству электромобилей Volkswagen

Участники мероприятия имели возможность ознакомиться с двумя туристическими трамвайными линиями Дрездена. Эти маршруты связывают тематические станции, являясь альтернативой классической обзорной экскурсии по городу и его окрестностям. Как известно, в Петербурге существует схожий видовой трамвайный маршрут - № 3, захватывающий многие достопримечательности города. Представители Горэлектротранса пригласили своих коллег прокатиться по петербургскому «туристическому» маршруту во время семинара, запланированного на октябрь.

Фотографии предоставлены Сергеем Китаевым.