Найти тему
Оперное быдло

Как начать воспринимать классическую музыку?

Классическую музыку изначально пропагандируют в России как нечто сложное и недоступное для понимания простого слушателя. Часто люди, приходящие в музыкальный театр или концертный зал, называют это "соприкоснуться с высоким искусством", "культурно провести время". Да, действительно, эта музыка требует определенных качеств от слушателя: таких как эмоциональный интеллект, желание и, конечно же, правильное отношение. Сейчас мы поочередно рассмотрим каждый из этих критериев и я очень надеюсь, что этот небольшой очерк поможет вам по-новому смотреть на академическую музыку.

Кадр из фильма-оперы "Травиата" 1983г реж. Франко Дзеффирелли
Кадр из фильма-оперы "Травиата" 1983г реж. Франко Дзеффирелли

Что же такое правильное отношение?

Давайте представим себе ситуацию: вы идёте на встречу со своей любимой знаменитостью, для вас этот человек очень авторитетен, вы хотите перед ним показать себя в лучшем свете и... Неизбежно замыкаетесь. Что такое общаться со своим идеалом? Подчас, это означает именно замыкание в себе. И идя на классическую постановку с мыслью "я ничего в этом не понимаю, но буду соприкасаться с чем-то очень культурным и высоким" - вы сами замыкаете себя для музыки. Так же отмечу: этот вид академического искусства отличается в плане восприятия только тем, что требует полного погружения, иначе волшебства не произойдёт. Задумайтесь: если вы заняты лишними мыслями в духе "Я пришел в театр/концертный зал, какой я крутой и молодец" или "Ого, наконец-то выставлю в инстаграм свои фото на фоне театра и покажу всем, какой я культурный" - вы никогда не получите должного удовольствия от музыки. Так же дома вам стоит оставить ваши представления о моральном кодексе, в театральном и музыкальном искусстве должен быть конфликт, а если все вокруг будут хорошими и правильными, то его не произойдет. К тому же, никто не отменял острые и пикантные моменты в театрально-музыкальных перформансах, и в них нет ничего осудительного, если они выполнены красиво и со вкусом. Вы выполнили данное правило? Что ж, готовьтесь к погружению!

Желание понимать музыку? Как это?

А это - правильная подготовка к походу в музыкальный театр/концертый зал. И нет, это не выбор красивого вечернего туалета и долгие часы перед зеркалом. Это - чтение материалов о постановке. Вы, конечно, можете потратиться на программку, в которой скудно и сухо изложат суть, но это не даст вам полного представления о перформансе. Лучше всего посвятить пару часов прочтению синопсиса, истории постановок, прослушиванию/просмотру отдельных номеров, а может даже и либретто. Либретто - это литературная основа театрально-музыкального произведения.

  "Леди Макбет Мценского уезда" - первая опера Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, которая отличается удивительной изобразительностью музыки и простым либретто, она идеальна для вашего первого похода в музыкальный театр: ваши стереотипы о псведокультурности развенчаются в считанные минуты, разнохарактерность и изобразительность музыки пленят вас, а наличие острого юмора закрепит положительное впечатление об опере.  Кадр из спектакля моего любимого московского театра "Геликон-опера".
"Леди Макбет Мценского уезда" - первая опера Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, которая отличается удивительной изобразительностью музыки и простым либретто, она идеальна для вашего первого похода в музыкальный театр: ваши стереотипы о псведокультурности развенчаются в считанные минуты, разнохарактерность и изобразительность музыки пленят вас, а наличие острого юмора закрепит положительное впечатление об опере. Кадр из спектакля моего любимого московского театра "Геликон-опера".

В качестве примера могу привести историю со своими знакомыми. Когда я впервые повела их в музыкальный театр на оперу "Севильский цирюльник", они ушли буквально после первого акта, явно выражая, что у них раскалывается голова. Во-первых, нужен некоторый уровень адаптации, чтобы воспринимать музыку Россини (а о том, с чего лучше начинать знакомство с классическими операми, я напишу в следующей статье), а во-вторых, никто из них как следует не подготовился, они шли в театр просто так, за компанию. Второй наш поход в театр был уже на другую оперу - это была "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича. На этот раз каждый из посетителей прочел синопсис оперы, а так же рассказ Лескова, по которому опера была написана. И? Ушли они под большим впечатлением. Ведь когда ты понимаешь, что происходит на сцене, смотреть и слушать становится куда приятнее!

А вот мы подошли к самому интересному! Что же имеется в виду под термином эмоциональный интеллект?

Обратимся к рок-музыке, в качестве примера. Она представляет из себя ряд статичных, но широких эмоций, таких как, например, агрессия, азарт, сексуальность и боль. По факту, эти эмоции являются наиболее простыми, я бы даже сказала, инстинктивными, каждый испытывает и выражает их по-своему, поэтому эта музыка понятна многим. Эмоции же, получаемые от классической музыки направлены более узко. Не каждый может ощутить легкую весеннюю влюбленность, поэтическую тоску по родине, восторженность научными открытиями, полное и беспросветное отчаяние, именно поэтому умение эмпатировать, сопереживать и испытывать такие сложные эмоции важно для понимания классической музыки. Все эти вышеперечисленные глаголы можно вложить в известный психологический термин - эмоциональный интеллект.

Кадр из балета "Легенда о любви"
Кадр из балета "Легенда о любви"

Готово! А теперь пройдемся по всем элементам данного очерка. Итак, вы идёте в концертный зал или музыкальный театр без каких-то чудовищных предрассудков, желания демонстрировать себя как "культурного и одухотворенного", прихватив с собой базовые знания о том, что будет происходить на сцене, и с намерением полностью понять и погрузиться в музыку? Вы восхитительны!