👤 Реж. Джон Карпентер
КП: 7.886, IMDb: 8.10
kino_doma: ✭✭✭✭✩
🇺🇸 #фантастика #ужасы
🔎 Почему смотреть: Смотри «Тварь»! Не удивляйтесь. Во-первых, нет запятой. Во-вторых, именно такой перевод чаще всего встречался на афишах пиратских видеосалонов в нашей стране. Наряду с «Князем тьмы» и «В пасти безумия», картина составляет «апокалиптическую трилогию», объединенную общей темой – неравным противостоянием людей и потусторонних сил. Классика жанра хоррор в постановке дерзкого режиссера, леденящая кровь что в те годы, что сегодня. По традиции, посвящается всем несчастным, отписывающимся от канала
💻Трейлер (рус.), Нечто (1982)
💬 Цитата: Мы все равно обречены, но я намерен забрать эту тварь с собой в ад!
📚 Сюжет: 1980-е. Во льдах Антарктиды просыпается инопланетное Нечто, способное мгновенно мимикрировать под других живых существ, поедая их. Оно намного сильней людей, и оно вышло на охоту. Лишь горстка полярников способна противостоять чудовищному кошмару наяву, и то, с каждым часом их становится все меньше.
На десерт сегодня подробный рассказ о том, как мечта юного Карпентера обрастала кровью и плотью. Детали съемок, запрещенные сцены, альтернативные концовки и другие факты о культовом хорроре 80-х – под кнопкой
🔎Как создавался шедевр
В далеких 50-х годах еще совсем юный Джон Карпентер, которому еще не было и 10 лет, впервые увидел картину «Нечто» (или «Нечто из иного мира») режиссеров Ховарда Хоукса и Кристиана Найби. Этот научно-фантастический фильм ужасов произвел на мальчика неизгладимое впечатление. Много позже, в годы обучения в старшей школе, Карпентер прочитал рассказ знаменитого писателя-фантаста Джона Вуда-Кэмпбелла-младшего «Кто идет?», который, как оказалось, заметно отличался от снятого по его мотивам триллера. Концепция адаптирующегося под окружающие реалии монстра из произведения американского писателя показалась Карпентеру намного более интересной, чем в картине Хоукса и Найби.
Прошло еще больше лет, и уже заявивший о себе (пускай и не во всеуслышание) Карпентер в своей успешной картине «Хэллоуин» показывает кадры из оригинального фильма «Нечто» в знак любви к этой киноленте. Таким жестом режиссер не только выразил уважение авторам значимой для себя картины, но и невольно дал отмашку студии Universal, после нескольких лет поисков наконец нашедшей правильного режиссера для своего проекта.
Сценарий
Как только Карпентер закончил работу над «Побегом из Нью-Йорка», он сразу же приступил к следующему проекту – новой экранизации рассказа «Кто идет?» Кэмпбелла, над сценарием которой уже велась работа. За написание сценария фильма «Нечто» взялся Билл Ланкастер, который до этого занимался лишь одной франшизой фильмов и телешоу. Самое любопытное, в жанре ужасов или научной-фантастики Ланкастер не имел никакого хоть мало-мальски значимого опыта. В оригинальном материале Ланкастера привлекла тягучая атмосфера взаимного подозрения и помешательства персонажей, застрявших на базе в Антарктиде в неприятной компании изощренно хитрого и смертельно опасного инопланетного монстра. Вдохновившая Карпентера еще в школьные годы концепция чудовища из рассказа Вуда-Кэмпбелла-младшего была избрана в качестве основы для инопланетного существа.
Съемочная команда
Когда сценарий попал в руки к художнику-постановщику Джону Ллойду, он ознакомился с ним и оказался в восторге от материала. С оператором-постановщиком Дином Канди Карпентер к моменту съемок уже был хорошо знаком. Они успели поработать вместе над знаменитыми картинами «Побег из Нью-Йорка» и «Хэллоуин». Художник по специальному гриму Роб Боттин вступал в проект как большой поклонник Джона Карпентера, работавший вместе с ним в фильме «Туман». Боттин предложил концепт внешнего вида существа, которое, по сути, не было похоже ни на кого и одновременно напоминало все. Процесс работы Роба над раскадровкой вместе с художником-комиксистом Майклом Плугом занял порядка двух недель. Результат получился настолько сложным и впечатляющим, что его реализация в жизнь стала настоящим вызовом для 22-летнего Боттина.
Съемки
Местом для съемочных декораций была избрана окрестность маленького города Стюарт в Канаде, где несколько недель велась постройка исследовательской станции. Сами съемки на 35-мм пленку камер Panavision разделились на несколько частей. В июне 1981 на Аляске отсняли начальные кадры преследования собаки вертолетом. В августе этого же года стартовали съемки в павильонах Universal, где авторы взялись за эпизоды, в которых вместе с актерами появляется инопланетный монстр. А в декабре съемочная команда переместилась в Канаду, в том числе отсняв там три альтернативных финала картины. Как-то сам Карпентер вспоминал, что производственный процесс фильма «Нечто» был самым долгим в его карьере.
Спецэффекты
Подготовка и съемка спецэффектов началась еще в апреле 1981 года и длилась до самого мая 1982. Инопланетную тварь воплощали в жизнь несколько десятков человек под руководством Боттина, старавшихся с помощью аниматроники, обратного воспроизведения отснятых кадров и частенько по сути из подручных средств сотворить одно из ярчайших с точки зрения спецэффектов кинопроизведений того времени. И ведь у них это получилось!
Так, например, одна из самых запоминающихся сцен в фильме, где доктор Коппер старается реанимировать Норриса, создана при помощи лубриканта, резины, парафина, силикона и гидравлической копии тела персонажа Чарльза Хэллахана (голова своя, настоящая). Когда его живот раскрывается, руки Коппера откусывает почти по локоть. Специально для этого был приглашен человек с ампутированными руками, которому соорудили искусственные новые. Их, собственно, и оторвал Норис-нечто, голова которого позже обернулась в жуткого (радиоуправляемого) монстра на ножках. Для сцены отделения головы от туловища была создана реплика головы Чарльза Хэллахана, которая сильно растягивалась благодаря расплавленной пластмассе и жевательной резинке, наполнившей съемочное помещение своеобразным ароматом.
Удаленные сцены и альтернативные концовки
На стадии монтажа Карпентеру и команде пришлось отказаться от части сцен – как из-за советов «благожелателей» сверху, так и из-за собственных упущений на стадии съемок. Например, слишком страшной посчитали сцены, когда американская экспедиция прибывает на норвежскую базу и обнаруживает там прибитое гарпуном к двери тело (по слухам, гарпун торчал чуть ли не изо рта «человеческой куклы»), а спустя какое-то время из одного из шкафов выпадало другое изуродованное тело. Было решено, что эти эпизоды будут «лишним стрессом» для зрителя, которому предстоит увидеть еще много ужасов (но есть люди, которые утверждают, что эти сцены были убраны только после тестовых показов – якобы некоторые зрители после этих и еще ряда сцен заявили о желании покинуть зал из-за творящегося на экране ужаса). В своих интервью Карпентер также вспоминал, что ради «ускорения» было решено также убрать сцену, где герои рассматривают замерзшие растения в теплице полярной станции – это, по задумке режиссера, должно было роднить его фильм с картиной 1951 года.
Доподлинно известно, что первоначально Джон Карпентер не планировал убивать Ноулса «в пустом коридоре» – для него был заготовлен особый монстр, который должен был внезапно наброситься на него из-за угла. Однако, когда пленку с заготовками сцены начали монтировать для последующего наложения анимации, оказалось, что на отснятом материале эта форма «Нечто», прозванная «монстром из коробки», слишком явно «отдает» кукольностью, а покадровая анимация, которую накладывали специалисты по спецэффектам, не добавляла реалистичности, создавая такой эффект, словно Ноулса пожирал небольшой смутно различимый комок, выпрыгивающий из-за угла. Таким образом решено было оставить только ту часть сцены, где Ноулс выходит в коридор.
Что касается множественных прокатных версий фильма, то стоит обратить внимание на телевидение. В 1986 году телеканал CBS купил права на трансляцию «Нечто», однако в договоре прописал, что оставляет за собой право «убрать некоторые сцены насилия в соответствии с политикой вещания». Карпентер согласился на условие, рассчитывая, что сокращений будет немного - ведь к тому времени фильм уже 4 года как был выпущен и, как говорил режиссер, из-за жесткого монтажа и выбора «щадящей» концовки в нем замысел был реализован лишь наполовину. Однако CBS в своей телеверсии почти полностью убрал сцены насилия – так что вместо сцен стрельбы или сожжения зрителям предложено было самим додумывать, почему вдруг все так испугались и переполошились. В итоговом варианте версия, показанная на CBS, была короче оригинала на 12 минут.
Время все расставляет по местам
В момент выхода на экраны кинотеатров «Нечто» с рейтингом R (аналог нашего «18+») не снискало успеха. Картине не удалось собрать и $20 млн при бюджете в $15 млн. Большинству зрителей и критиков фильм совершенно не понравился, а режиссер картины «Нечто» 1951 года Кристиан Найби высказался о произведении Карпентера отрицательно, разругав его за жестокость и кровожадность. Такая реакция сильно задела Карпентера, считающего «Нечто» своей лучшей работой в карьере. Также «Нечто» было номинировано на антипремию «Золотая малина» в категории... «Худший саундтрек»! Но «почетная» награда обошла Эннио Морриконе стороной. Спустя годы после проката в кинотеатрах научно-фантастический хоррор «Нечто» все-таки получил заслуженное признание и место среди величайших фильмов ужасов в истории кино.
↘↘↘ 📱 Смотреть онлайн ↙↙↙
#старыешедевры #культовоекино #фильмымолодости #пощекотатьнервы #киновиноидомино #horror #mystery #SciFi #TheThing #ДжонКарпентер #Нечто #movie1982