Первую часть статьи читайте по ссылке.
Секретная миссия
Использовать для прикрытия имя Хьюса было блестящей идеей: зная этого чудака (он в свое время потратил годы и миллионы на строительство самого большого в мире деревянного аэроплана), можно было поверить, что ему пришло в голову начать добычу ископаемых со дна океана. Создали группу ученых, экспертов и теоретиков под руководством Пола Рива: они должны своевременно и доступно информировать специалистов и широкие слои населения о продвижении исследований и работ в рамках геологического проекта Хьюза.
В июле 1973-го Explorer вышел из верфи Филадельфии. На борту находилась группа опытных геологов и океанологов. Судно пришло на новую стоянку в Калифорнии. Здесь под надежным прикрытием началось переоборудование геологоразведчика и буровика «Експлорера» на тайного агента, которому предстояло достать из океанских глубин советскую субмарину. ЦРУ побеспокоилось о сооружении сети лабораторий в специальных корабельных контейнерах, которые можно установить просто на палубе, не привлекая внимания. Контейнерных лабораторий было немало: фотолаборатория, боксы для работы с радиоактивными материалами, камеры для просушивания и сохранения документации, установка для утилизации отходов, холодильные камеры для сохранения тел и/или человеческих останков, которые будут найдены на К-129…Как и предполагали в ЦРУ, прибытие «Експлорера» стало главной новостью для газетчиков.
К делу!
В районе, где затонула К-129, штормы бесновали беспрерывно, оносительно тихим был короткий период в середине лета. За это время и надо поднять субмарину. «Експлорер» должен был или выполнить работы в июне 1974-го, или ждать еще год, а это нежелательно, так как увеличивала риск разоблачения.
«Експлорер» покинул стоянку 20 июня 1974года. На борту без сна и отдыха работали 178 специалистов. Команде сообщили настоящую цель миссии, и каждый осознавал опасность. Жизнь всех была застрахована. Никто не знал, что будет, если советские ВМС атакуют «Експлорер»: он был абсолютно беззащитный. Наличие оружия или военных на борту свели бы на нет все дело.
4 июля судно стало на нужную точку, начали разворачивать лапу. Делали все взвешенно, осторожно, но продвигались медленно: узлы рвались, доставала болтанка, погода становилась все хуже… Ко всему 18 июля появились красные. Лапу (Клементину, как ее назвали творцы) уже выпустили из логова, она начала спуск, когда подошла «Чажма» - спецсудно, предназначенное для контроля параметров полета ракет. Оно покружило вокруг «Експлорера», выпустило вертолет снять, что происходит на палубе, через радиосвязь потребовало данные про судно. Капитан «Експлорера» ответил, что проводит разведку дна, готовится к добыче полезных ископаемых. Выглядело правдиво, и «Чажма» пошла своей дорогой. А через два дня, когда работы шли полным ходом, появился буксир СБ-10. Несмотря на риск, решили не прерываться. Капитан сделал все, чтобы как можно быстрее избавиться от нежеланного гостя.
Вскоре на экранах в контрольной рубке увидели: Клементина дотронулась дна. Вот она становится в позицию… Есть захват, пошел подъем! Осталось только ждать. Подъем был выполнен почти на две трети, когда несколько «пальцев» Клементины внезапно ослабли, субмарина разламалась, и часть ее снова легла на дно. Парангоски доложил в центр. Директор ЦРУ Вильям Колби настаивал на второй попытке, но это было невозможно: лапа требовала ремонта, работы надо было откладывать на следующий год…
Картис Крук начал ремонт. Он не сомневался, что «Експлорер» спокойно закончит работу, легенда работала… Пока кто-то не слил информацию прессе. Журналист Джек Андерсон, лауреат Пулитцеровской премии, 18 марта 1975 года раскрыл детали проекта “Азориан».
Победа?
Вопреки всему проект “Азориан» был успешным. Удалось поднять значительную часть лодки, извлечь две боеголовки, какие-то документы(их содержание ЦРУ никогда не разглашало). В 2006 году инженерные решения, которые годами держались под грифом «секретно», были удостоены признания Американским товариществом инженеров-механиков, «Експлорер» был назван одним из образцов высокой инженерной мысли. С научно-технической стороны попытка украсть советскую субмарину была едва ли не наибольшим достижением подводной инженерии своего времени. А моральная сторона дела… Так война же, хоть и Холодная!