Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

ПАРИЖ, ТЕХАС / PARIS, TEXAS. 1984

Подписывайтесь на наш канал "История кино", перепосты в соцсетях тоже приветствуются!

-2

События этой психологической драмы вполне могли уложиться в час-полтора экранного времени. Однако "Париж, Техас" идет вдвое больше, что позволяет Виму Вендерсу сблизить реальное время с кинематографическим почти вплотную.

Оператор Р. Мюллер долгие минуты держит в кадре почти монохромное изображение пустыни, по которой шагает человек по имени Тревис. Бунтарское молчание, принципиальный отказ от любых контактов с людьми создают вокруг него ореол загадочности, притягивают, вызывают желание раскрыть эту тайну.

Впрочем, тайна Тревиса достаточно прозаична и лишена какой-либо эффектности. И, вопреки названию фильма, совсем не связана со столицей Франции (оказывается, в штате Техас есть свой Париж - поселок, затерявшийся в прерии).

Неудачная семейная жизнь, разрыв с красавицей-женой Джейн, долгое бродяжничество...

В свое время некоторым критикам фильм показался едва ли не эпигонским по отношению к серии "драм некоммуникабельности" Антониони ("Приключение", "Ночь", "Затмение", "Красная пустыня").

Вендерса упрекали, что в его картине, действие которой происходит в Америке, не так уж много собственно американского. Что авторы просто механически пересадили на американскую почву европейские мотивы отчужденности и одиночества человека в мире...

Бесспорно, в фильме Вендерса ощутима перекличка с эстетикой Антониони. Но можно ли на основании этого говорить об эпигонстве?

Проблема отчуждения людей не исчезла и через 20 лет после фильмов Антониони. Была она и до этих фильмов.

И Вендерс вправе рассматривать ее проявления, используя для этого другой материал и быт иной страны.

Кульминационная сцена встречи Тревиса (Харри Дин Стэнтон) и его бывшей жены (Настасья Кински) происходит в необычном доме свиданий, где клиенты могут видет женщин только через толстое стекло.

Здесь возникает как бы визуальная метафора разобщенности героев. На протяжении долгих минут камера вглядывается в лицо героини Н.Кински. И в нем можно прочитать смену психологических состояний.

Холодная маска профессионалки, легкая тень тревоги, нарастающее беспокойство, смутная догадка, боль и горечь нахлынувших воспоминаний...

Прекрасная и волнующая сцена.

Картину Вендерса, пожалуй, не назовешь оптимистической. Это, скорее, робкая надежда на возможность человеческого счастья...

Александр Федоров, 1990