Если честно, то история этих Ромео и Джульетты, моих современников, взволновала меня еще больше, чем шекспировская. От нахлынувших эмоций я долго не могла написать о них, но и не написать тоже не смогла...
Произошло это в 1979 году в Нью-Йорке, без нескольких дней сорок лет тому назад. Краткий экскурс в прошлое: железный занавес еще не упал, и выехать за границу было отнюдь не так легко, как сейчас, заказав загранпаспорт через интернет. А уж единичные случаи невозвращения в СССР - это были шоу на весь Мир - были большим бонусом от СССР враждебному"загнивающему" капитализму.
Утром 19 августа 1979 года из своего отеля в одних джинсах и маечке, без документов и ни слова не написав жене, оставшейся в номере, вышел Александр Годунов, звезда балета Большого театра.
Через два часа он встретился с главным балетмейстером Американского театра балета Еленой Чернышовой и сказал, что хочет остаться в Америке. Чернышова посоветовала очень хорошо подумать, на что Александр ответил, что уже давно решил бежать из СССР.
Майя Плисецкая, его коллега и партнер по танцам, утверждала, что знала, что Годунов рано или поздно обязательно станет "невозвращенцем". Он был человеком ранимым и слишком простодушным для напряженной психологической атмосферы театра, к тому же Большого. Так же простодушно предполагал, что в Америке будет лучше... Манила свобода...
Досаждало ему и то, что он был практически "невыездным" - то ли по причине своих блестящих успехов на балетной сцене, то ли вопреки, но на заграничные гастроли его выпускали крайне редко.
Внешность, или как сейчас говорят, фактура, была такой, какой до сих пор в балете ни у кого не было - рослый, статный красавец-викинг.
К тому же и танцор от Бога. Уж очень лакомым куском для американцев была бы звезда такого масштаба. А к этому времени за границу уже" утекли " Нуриев и друг Годунова Барышников.
Конечно, американский балет принял Годунова с широко распростертыми объятиями!
Но то что произошло дальше, лично мне кажется очень странным: в номере отеля осталась любимая жена артиста, Людмила Власова, тоже звезда советского балета.
По ее версии, она НИЧЕГО не знала о том, что Годунов готовил побег: вот так просто взял и молча ушел... Когда это стало известно работникам КГБ, за ней сразу же прислали машину и спросили, что решила она (прямо как в центре соцопросов!). На что она ответила: "Хочу домой, к маме!"
Во всех интервью и заявлениях она утверждала, что никакого давления на нее не было, просто боялась, что больше никогда не увидит маму, и мама без нее пропадет...
А ведь за плечами был семилетний брак с горячо любимым и любящим человеком! Годунов влюбился в нее с первого взгляда, когда был еще безвестным мальчишкой. Людмила в это время уже была знаменитостью.
Красавица, звезда, окруженная восхищением мужчин, была замужем за знаменитым балетмейстером и не собиралась с ним расставаться.
Однако встреча с Годуновым перевернула ее жизнь. Она ушла от любящего обеспеченного мужа к нищему Годунову. Поначалу жили в такой бедности, что Людмила распродавала свои шубы и драгоценности.
Молодой муж (а он был на семь лет моложе Людмилы) чувствовал себя уязвленным и обещал, что он бросит весь мир к ногам своей Милочки...
А пока что, взвалив на себя весь быт, чтобы освободить любимую для искусства, он не отставал и на сцене - ведь он же мужчина!
И, действительно, очень скоро его карьера стремительно взлетела вверх: он получил ведущие партии в спектаклях "Спартак", "Лебединое озеро", "Иван Грозный". Танцевал в паре с Власовой, с Плисецкой.
Это была легендарная пара - Александр Годунов и Людмила Власова. Их неземная любовь вызывала и удивление, и уважение, и зависть... И вдруг - "Хочу к маме!"
К тому времени, когда Власову усадили в самолет, Годунов использовал все свои связи, чтобы задержать самолет. Взлет отложили, в салон самолета ворвались сотрудники ФБР с требованием освободить Власову и вернуть ее мужу.
На взлетном поле стояли пикеты из американцев. В их руках были плакаты и транспаранты с лозунгами :" Свободу Людмиле Власовой!"
Самолет удерживали трое суток. В тридцатипятиградусную жару были отключены двигатели, а вместе с ними и кондиционеры. Пассажиры все это время находились на борту.
А рядом, напротив иллюминатора, у которого находилась Людмила, стоял пикап с затемненными стеклами. Там ждал ее муж. Он не мог поверить, что она улетает. Временами он впадал в истерику и кричал "Мила! Мила! Верните мне мою жену!"
Три дня длилось противостояние двух систем. Весь мир, затаив дыхание следил за судьбой Ромео и Джульетты, любовь которых стала разменной монетой в политических играх.
Cобственно говоря, от Людмилы требовалось, чтобы она вышла на нейтральную территорию (территорией СССР был борт самолета) и сделала заявление, что ее никто не удерживает, и она добровольно расстается с любимым мужем. Почему-то на это потребовалось три дня...
В интервью сама Власова спустя много лет (в 2005 году) рассказывала, что сотрудница ФБР, подсевшая к ней в самолете, красочно описывала ей, как любит ее муж и как он сходит без нее с ума. Упрекнула в жестокости и холодности по отношению к Годунову. На это Власова ей возразила по поводу холодности - сказала, что если она выйдет из самолета и увидит мужа, то назад вернуться уже не сможет. То есть сказать, что расставание далось ей тяжело - это просто ничего не сказать! Все в ней противилось этому! Тогда зачем?!
И все же, когда в конфликт вмешались главы государств, она вышла и сделала такое заявление (мне кажется, она могла это сделать под воздействием инъекции какого-то психотропного препарата).
И самолет улетел. Годунова, как это было принято, облили грязью, Власова стала героиней.
В Америке карьера Годунова не удалась. Его путеводная звезда улетела, начались депресcии, алкоголь, и в 1995 году 45-летнего артиста нашли в его квартире уже на третий день после его смерти. Поэт Бродский, хорошо знавший Александра, считал, что Годунов "не прижился в Америке и умер от одиночества."
Спустя несколько лет актриса Жаклин Биссет, с которой у него был роман на протяжении семи лет, встретилась с Людмилой Власовой. Встретилась, чтобы сказать: " Все эти годы он любил только тебя!"