Новости принесли новое прекрасное. Возможно, скоро высшее образование станет бесплатным. Ну, не везде, а почему-то в регионах, которые граничат с другими государствами. Плюс квоты для русскоговорящих иностранцев там увеличат, но я не про то.
Ссылка на новость - здесь.
Предполагается, что детишки из отдалённых регионов будут получать образование дома и дома же оставаться работать. Здорово? Наверное, здорово.
Но меня смущают сразу два момента. Во-первых, получив приличную «вышку», чёрта-с-два кто останется в своей условной Костроме. Я знаю, о чём говорю. В своё время мне довелось проездом поучиться в славном городе Воронеже. ВУЗов – немало, студентов – море. Но в городе после обучения оставались единицы. В основном это были ребята из совсем-совсем глуши, для которых зацепиться в столице Черноземья уже было счастьем. Прочие же после получения дипломов удирали в сторону Москвы, Питера и «заграницы» со скоростью света.
Это я к тому, что удержать кого-то бесплатным образованием при отсутствии работы, приличной зарплаты и перспектив – так себе затея.
Во-вторых, я всё чаще вижу, что бесплатное образование… не котируется. Так же, как во времена моей розовой юности посмеивались над ребятами с коммерческими дипломами, сейчас косятся в сторону «бюджетников».
Как мне однажды объяснял один Очень Большой Начальник, принципиально не принимающий на службу юных «бесплатников»: если человек получил образование платно, значит, он осознанно хотел иметь конкретную профессию, выбрал ВУЗ, нашёл деньги, а не просто побежал туда, куда баллов по ЕГЭ хватило.
Версия спорная, но вполне рабочая. Плюс тут вот ещё какой момент. То, что недорого досталось, не очень и жалко. Именно поэтому дипломы у наших соотечественников закономерно пылятся в тумбочках, пока народ зависает в домохозяйках (девочки) или работает не по специальности (и девочки, и мальчики).
По моим личным наблюдениям, люди, потратившие на образование не только время, но и деньги, куда реже запихивают дипломы в тумбочки. Моя собственная вторая «вышка» принесла куда больше пользы и вызывала куда больше уважения у абсолютно разных работодателей. Она тоже была гуманитарной, как и первая, но – в полностью коммерческом ВУЗе. Бонусом шло то, что учиться действительно было интересно, преподаватели выкладывались, а не просто оттарабанивали положенные часы.
Такие дела. И - нет, я не призываю запретить некоммерческие ВУЗы. Но над ними ещё работать и работать, чтобы они по уровню догнали платные. И пусть бюджетные места остаются для действительно талантливых детей, которые будут ходить туда за знаниями, а не потому, что бесплатно и надо какую-то корочку.