Найти тему
Большая перемен@

Как занятия по робототехнике развивают… биотическое мышление

Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор
Ирина Рынкевич

Звучит парадоксально. Но попробую доказать, что это так.

Сначала определимся, что мы понимаем под биотическим мышлением. Это мышление, построенное на понимании естественных законов и учитывающее обратную связь.

В конце марта 2017 года на загородной базе  молодежно-туристического центра «Секретный лес» под Миккели (Финляндия) прошел научный лагерь.  Нина Анатольевна Аверьянова, педагог Независимой школы из Петрозаводска, привезла на программу 4 набора Лего WeDo 2.0. На занятие отводилось полтора часа. За это время ребята успевали собрать модель, запрограммировать и протестировать её. Всего прошло 8 занятий — по 4 с двумя группами.

Работают ребята в парах — так задумано изначально. Один строит, второй подает детали. И это первое испытание. Напарники поначалу нередко ссорятся. Постепенно отношения выравниваются, ребята учатся конструктивно решать разногласия. Думаю, этому способствует и то, что правота одного из них доказывается быстро и совершенно очевидна. Кстати, как правило, громко кричит тот, кто потом оказывается не прав.

«В парах хорошо работать и выступать на соревнованиях, зная сильные стороны друг друга — у кого-то хорошо развито пространственное мышление, у кого-то программирование», — комментирует после занятия Нина Анатольевна.

-2

У каждой пары свой набор. Педагог выводит на экран изображение конструкции на каждом этапе сборки. Важно просто быть внимательным, правильно выбрать деталь, правильно ее разместить и надежно закрепить. Но так ли это просто? Сколько раз модель у ребят разваливалась при первых же секундах испытания из-за того, что детали не прочно закреплены. Или вообще не подавала признаков жизни из-за ошибки при сборке.

Эта связь между твоими действиями и результатом — самый лучший способ воспитания. Ребенок ориентируется не на оценку взрослого, а на реальный результат.

«В идеале — чтобы каждая пара имела свой планшет или ноутбук, работала со своим вариантом и писала программу только для себя, а потом представляла группе свою модель, демонстрируя ее программные возможности. Но работа по единому алгоритму — как у нас сейчас  — тоже многому учит: не расхолаживаться, помогать друг другу, работать в одном темпе. Иногда я даю общую программу, а затем каждая пара дополняет программу чем-то своим, аргументируя, почему именно эти блоки применили», — рассказывает Нина Анатольевна.

Программу закладывает кто-то из участников. В данном конструкторе это достаточно просто. Есть конструкторы сложнее и интереснее. Но для учеников младшей школы и это — задача ответственная. Причем, все действия выводятся на экран, так что все видят процесс и внимательно его отслеживают.

Еще один важный момент — опытный педагог сразу видит ошибку в готовой модели и указывает на нее, если ребята не догадались сами. Совершенная ошибка не остаётся лишь на уровне эмоций, без осознания. Еще лучше, если поняли ошибку сами и тут же ее исправили. Уметь признавать ошибку — очень важный навык. Не сердиться, не впадать в уныние, а подумать, как исправить ситуацию. «Робот делает лишь то, что в него заложили» — правило, которое сразу определяет степень твоей ответственности.

-3

Надо отдать должное ребятам — переделывали и проверяли снова. Конечно, расстраивались, если не получалось — как без этого? Но работу не бросали. Зато какая радость, когда модель работала, как надо!

Очень грамотно используются разные виды деятельности внутри одного занятия. Особенно понравилось занятие по изготовлению модели симулятора землетрясения. Для младшей группы сначала основная информация о землетрясениях и шкале Рихтера. Старшие об этом уже знают из уроков географии, так что оставалось только освежить информацию. Затем ребята собрали сам симулятор. Здесь были важны точность и аккуратность.

-4

Далее сделали три модели домов — маленький, высотный и высотный, но особой конструкции. Провели целое исследование. Ставили дом на симулятор и запускали его, постепенно усиливая тряску. Отмечали сейсмоустойчивость каждой конструкции. Понятно, что дело было не только в самой конструкции, но и в качестве ее исполнения. И это было видно при сравнении результатов у разных пар. Более того, поняли, что могут мешать и внешние факторы — например, если участники опираются руками о стол и создают дополнительное движение. Стали во время испытаний убирать руки со стола.

И, наконец, ребятам было предложено разработать и испытать свою конструкцию. Кто-то сделал очень простой и маленький домик в виде куба, чтобы наверняка. Кто-то установил дом на вращающейся пластине, чтобы смягчить тряску, однако это мало помогло, так как дом вращался в горизонтальной плоскости, а нагрузка шла в основном по вертикали. А одна пара сделала дом в японском стиле, подумав не только о прочности, но и о дизайне.

Среди созданных домов нашелся и тот, что выдержал 12-бальное землетрясение.

-5

Испытания — самая эмоциональная часть занятия. Особенно когда в этом есть элемент соревнования. Самым захватывающим состязанием стала гонка болидов.

Есть и фоновые навыки — мелкие, но очень важные — которые развиваются в ходе занятий робототехникой. Например, концентрация внимания. Модель собирается только на крышке, на ней же переносится на место испытаний. Важно следить, чтобы детали не упали во время сборки модели и не потерялись. В конце работы необходимо разложить детали по своим местам, чтобы следующему было комфортно работать.

Будь моя воля, я бы ввела эти занятия как обязательные в начальной школе, независимо от того, ориентирован ли ребенок на работу с техникой. К счастью, в этом возрасте детям многое интересно, и уж тем более робототехника. Но это должны быть систематические занятия на протяжении определенного времени. По моим представлениям, в идеале 2 раза в неделю на протяжении 3-х месяцев. Этого должно быть достаточно, чтобы сформировать то самое биотическое мышление, с которого мы начали наш разговор. А дальше ребенок уже сам решит, хочет ли он заниматься этим дальше и глубже.

___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»