Найти тему
Лицей

Как научить ребёнка читать без домашних заданий

Оглавление
Фото: womanadvice.ru
Фото: womanadvice.ru

Сколько проблем, трудностей, стрессов возникает у детей, родителей, учителей при обучении чтению, знает каждый второй.

В этой публикации рассказывается о методике обучения чтению 6-7 летних детей с нуля и без домашних заданий!

Проблема

Данная проблема хорошо обозначена в книге «Как преодолеть трудности в обучении чтению». Авторы: С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева, Москва, 1999 г.

Вот выдержки из этой работы.

«Анализ школьных учебников показал, что программный материал выбран таким образом, что не обеспечивает научение ребёнка быстрому чтению с нуля…

В нём недостаточно тренировочного текстового материала, и темп прохождения программы слишком высок, чтобы автоматизировать навык синтетического способа чтения у слабо читающего ребёнка…

Вывод: Ребёнок может успешно учиться, если до школы он владеет послоговым чтением со скоростью 20 – 25 слов в минуту».

Как на сегодняшний день решается данная проблема? Очень просто. В элитных школах делают отбор и не берут нечитающих детей. В других — организуют дошкольную подготовку по чтению. И самый распространённый вариант – решить проблему с помощью родителей, репетиторов и домашних заданий.

Каковы результаты данных решений?

— Нелюбовь к чтению.

— Слабое понимание прочитанного.

— Большой процент детей с низкой скоростью чтения. Это, как правило, те, кому не повезло с учителем, или те, у которых есть логопедические отклонения.

Почему это происходит? В основном из-за того, что школьные методики обучения чтению просто переносят на более младший возраст, растягивая для детей этот процесс. А если преподаватель не адаптирует методику для дошкольников, то это становится мучением для ребёнка.

Из всего вышесказанного ставим задачу.

Разработать методику обучения чтению 6-7 летних детей за период первой четверти (приблизительно 50 занятий) с нуля до скорости 20 слов в минуту с пониманием прочитанного. При этом сохранить познавательный интерес к чтению.

И добавим ограничение: Без домашних заданий!

Анализ проблемы

Рассмотрим процесс чтения по шагам, то есть выясним, какие действия должен выполнить ребёнок, чтобы прочитать слова и предложения.

1. Зафиксировать первую букву слова (слева – направо).

2. Превратить букву в звук.

3. Соединить буквы – звуки в слоги.

4. Выделить слоги в словах.

5. Соединить слоги в слово.

6. Выделить ударный слог.

7. Понять смысл слова, то есть соотнести полученную звуковую комбинацию с его словарным запасом и звуковым произношением.

Хорошо читающим считается тот, кто может выполнять эти действия почти одновременно.

В освоении ребёнком каждого действия есть свои сложности, но можно выделить наиболее трудные:

— Запоминание букв и их произношение,

— Слияние звуков.

В традиционной школьной методике обучение производится в порядке выполнения перечисленных операций. Сначала учат буквы и их звуковое произношение, потом соединяют их в слоги, затем слоги в слова и т.д. То есть начинают с самых трудных действий. Это примерно то же самое, как если бы обучать ребёнка раздеваться мы начинали с развязывания шнурков.

Поэтому так много сил и времени уходит у детей на преодоление этих двух барьеров, а вместе с ними теряется интерес к чтению. Ребёнок получает удовольствие, когда он понимает прочитанное, а ему приходится заниматься, на его взгляд, бестолковым делом — выучиванием букв и произношением слогов.

Есть ли другие способы, методики обучения?

Система Г. Домана. Обучение чтению в самом раннем возрасте

Главная аксиома педагогических представлений Г. Домана: отрицание возможности научить ребенка читать по буквам до 6 — 7 лет. Поэтому в его системе нет первых шести этапов, а идёт обучение сразу с запоминания готовых конкретных слов по разнообразным картинкам.

Плюсы данной системы:

— Чтение целыми словами.

— Развитие речи и приобретение словарного запаса идёт совместно с запоминанием буквенного обозначения слов, что даёт возможность познавать мир через буквенные модели слова.

— Чтение слов со зрительным и слуховым восприятием картинок, по утверждению специалистов группы Домана, приводит к восстановлению нарушенных функций мозга.

Минусы данной системы:

— Очень большое количество картинок. В образы переводятся существительные, прилагательные и глаголы. На их запоминание уходит год и более. Это допустимо, если начинать с раннего возраста, а не с 6 – 7 лет.

— Обучение требует постоянного присутствия взрослого в течение длительного периода. Это не подходит для работающих родителей, а также не вписывается в урочную систему занятий.

— Особенности английского языка позволяют строить предложения с малым изменением формы слова. В русском же языке смысл предложения сильно зависит от падежей и окончаний слов. Поэтому выучивание целых слов приводит к непониманию этих же слов в разных склонениях и падежах.

— Трудности прочтения незнакомых слов.

Методика Н. А. Зайцева. “Кубики Зайцева”

В данной методике автор также отказывается от запоминания букв и их слияния, а начинает с запоминания слогов. Количество слогов меньше, чем количество слов, и это её преимущество перед системой Домана. «Кубики Зайцева» лучше подходят для русского языка, так как в нашем языке структура слова – слоговая.

Недостатки аналогичны системе Домана: длительность обучения, трудности в понимании незнакомых комбинаций букв.

Система Эльконина – Давыдова

Это школьная система обучения чтению, в которой первый этап не буквенный, а звуковой, то есть обучение начинается с исследования звуков, а уже потом звуки обозначаются  буквами. Это даёт  преимущества перед традиционной методикой в плане мотивации детей для запоминания букв. Ведь здесь надо найти графическое обозначение найденному звуку, а не просто выучить буквы.

Еще один плюс букваря Эльконина – в нем предусмотрены возможности для рисования и записи ответов.

Минусы данной системы в том, что звуковой анализ слова сложен, что приводит к большим затратам времени и сил педагога. Этот этап очень труден для детей с логопедическими нарушениями.

Для отработки скоростных навыков чтения также требуется групповая работа с учителем и домашние задания. Чаще всего это выглядит так – один читает (отвечает), а все слушают. Такая схема малоэффективна для получения хорошего навыка.

Задачи

Из анализа проблемы вытекают три главные задачи

1. Начинать обучение с 1-й, 4-й и 5-й позиций:

— нахождение начала слова;

— выделение слогов;

— слияние слогов,

т.к. русский язык имеет слоговую структуру.

Условие. Этот навык надо отрабатывать без букв.

2. Заинтересовать детей в изучении букв и проводить их запоминание параллельно с тренировкой первых трех навыков.

Условие. Произношение букв запоминать не в алфавитной, а в звуковой форме. Например, буквы Б, К, М, Л и др. называть не «бэ», «ка», «эм», «эль», а «б, бь», «к, кь», «м, мь», «л, ль».

3. Создать учебные тексты, позволяющие отрабатывать навыки слияния букв и слогов каждому ребёнку индивидуально в требуемом объёме и без домашних заданий.

Условие. Ребёнок работает самостоятельно, но учитель должен узнать, правильно ли он понял прочитанное без опроса ученика.

Решения

Задача №1. Слияние слогов без букв

Она решается с помощью звуковых ребусов (опубликованных в сборнике «Педагогика + ТРИЗ» № 5—2000).

Звуковые ребусы — это упражнения-загадки, позволяющие отрабатывать навык слияния слогов до изучения букв.

Пример.

Вот картинки. Здесь мы видим изображения, которые обозначаются словами «РАКИ» и «МАМА».

-2

Под ними стоят цифры «1» и «1» в коробочках. Это значит, что надо соединить 1-й слог из первой картинки и 1-й слог из второй картинки. Получится слово «РАМА». Вторые слоги в кружочках – запретные. Они не произносятся.

Отгадка – на обратной стороне листа, также в виде картинки.

Чтобы дети не подсматривали отгадку раньше, чем прочитают загадку, на первой странице размещают несколько загадок. Отгадки на обратной стороне. Их количество больше, чем загадок.

Например. Страница загадок.

-3

Страница отгадок.

-4

Для определения самостоятельности чтения, развития внимания, организации самостоятельной работы используются цветовые коды.

Цветовой код – это закрашивание разным цветом слоговых коробочек в загадках и раскрашивание тем же цветом квадратиков под отгадкой.

Например. Ребёнок выбрал зелёный и жёлтый цвета для загадки «РАКИ» — «МАМА» и закрасил коробочки этих слогов. Он должен на обратной стороне под рисунком «РАМА» закрасить её квадратики в те же цвета.

Порядок чтения (слева – направо) фиксируется цифровым обозначением слога.

Задача №2. Запоминание букв и их произношение.

Заинтересованность детей в изучении букв достигается превращением их в награду. Буквы становятся оценкой учебной работы. Чтобы заслужить и получить буквы, надо правильно их называть, а также разгадывать ребусы.

Оценочный лист или лист успеха выполнен в виде домиков с пустыми квартирами, в которые надо поселить все буквы.

Количество домиков – 7.

Количество букв – 48, а не 33.

1-й домик для несмягчающих гласных (а, о, у, ы, э).

2-й — для смягчающих гласных (и, я, е, ё, ю).

3-й и 5-й — для твёрдых согласных.

4-й и 6-й — для тех же мягких согласных,

7-й – для неизменяемых согласных (ш, ц, ж, й, ч, щ).

Например, виды 3-го и 4-го домиков.

-5

Различия в произношении определяется мягким знаком и цветом. Домики размещены на одном листе. Месторасположение букв — напротив друг друга.

Дети получают дома без букв и вклеивают их по мере успешности своей работы.

В этих же домах происходит слияние букв, когда они ходят друг к другу в гости.

Задача №3. Учебные тексты

Самостоятельность прочтения текста определяется по выполнению ребёнком простых графических действий, связанных с пониманием текста. Например, с раскрашиванием коробочек и квадратов при разгадывании ребусов (см. задачу №1).

Виды текстов

— Словесно-номерные

Текст в виде слов. Отдельно – картинки к этим словам. Картинки пронумерованы. Нужно поставить около прочитанных слов номера их картинок. Например.

-6

— «Рисовательные»

Текст в виде пары слов или короткого предложения. Отдельно картинки к этим предложениям. В предложении указывается, что надо сделать с этими картинками. Нужно что-то дорисовать или раскрасить. Например.


Здесь требуется раскрасить только то, что написано: одну косу, ноги рака и т.д.
Здесь требуется раскрасить только то, что написано: одну косу, ноги рака и т.д.

— Познавательно-логические

Текст в виде предложений, набора слов и набора картинок. В предложении описывается маленькое событие, связанное со словами и картинками.

Нужно найти эту связь между словами и соединить их линией. Например.

Набор слов и предложений.


Набор картинок
Набор картинок
-9

Слова из второго столбика не входят в предложения. Нужно догадаться, какое слово подходит по смыслу или сюжету события.

Связи могут быть различные. Информационные: дом для пчёл – улей, обобщающие: насекомое – муравей, функциональные: прибить – молоток, смешанные: счёт – домино.

На основе каждого предложения можно организовать познавательную беседу. Например: Почему улитка боится зимы? Ест ли дятел муравьёв? Когда и сколько верблюд пьёт воды? Зачем снеговику заниматься спортом? Обитают ли совместно кенгуру и крокодил? Ракушка не умеет считать, а вы умеете? И др.

Все три вида текстов дают возможность для самостоятельной, индивидуальной работы, что позволяет одновременно проводить обучение со слабыми и сильными детьми. Согласно уровню их навыка чтения.

Результаты

Автор Сергей Ефремов работал по данной методике с 2000 года. Обучение велось как индивидуально, так и группой от 10 до 20 детей 5-7 лет. Занятия проводились на базе Рязанского Свободного Лицея (РСЛ) и детских садов Рязани.

На основании полученных результатов можно сказать, что обучить детей (даже тех, у кого есть логопедические нарушения) чтению с нуля за 50 занятий и без домашних заданий возможно. При этом сохраняется интерес к чтению, а книги превращаются в друзей, у которых можно узнать что-то новое.

Автор: Сергей Ефремов

Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
Подписывайтесь на наш канал!

https://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/30531-bezbukvennoe-chtenie