Карьера Ли Ван Клифа похожа на карьеру другого харизматика Чарльза Бронсона с одним заметным исключением. Если карьеру Чарли можно условно поделить на три главных этапа:
роли второго-третьего плана в вестернах и нуарах в 50-е - начале 60-х,
исполнение главных ролей в европейском кино в середине-конце 60-х,
триумфальное возвращение в Голливуд и переход на главные роли в американских боевиках.
У Ли Ван Клифа первые два этапа карьеры практически идентичны, но вот возвращения в Голливуд не состоялось: как познакомился с Леоне, так и остался в итальянском кино. Несколько
Ну, и почти по традиции, предлагаю послушать и посмотреть одну композицию, посвященную Ван Клифу и его самому известному образу:
Ровно в полдень (High Noon), 1952, режиссер - Фред Циннеман
Актерский дебют Ван Клифа состоялся в одном из самых значительных вестернов в истории кино. Ли играет одного из бандитов, с которыми придется постреляться герою Гэри Купера ровно в полдень.
Большой ансамбль (The Big Combo), 1955, режиссер - Джозеф Льюис
Ещё одна второплановая роль в вошедшем в историю фильме: "Большой ансамбль" - один из лучших нуаров категории "Б", тёмный, палповый, бодрый, не стесняющийся быть ровно тем, чем он является.
Бравадос (The Bravados), 1958, режиссер - Генри Кинг
Не самый популярный, но достойный вестерн, в котором Грегори Пек преследует четверых бандитов, одного из них играет Ли Ван Клиф, чтобы отомстить за убийство жены. Вот только вопрос (спойлер!), тех ли он преследует?
На несколько долларов больше (Per qualche dollaro in più), 1965, режиссер - Серджио Леоне
Первая полновесная "звёздная" роль Клифа. Его полковник Мортимер стал одним из архетипических персонажей жанра, на которые в будущем будут ориентироваться многие сценаристы и актёры в спагетти-вестернах.
Сдавайся и расплатись (La resa dei conti), 1966, режиссер - Серджио Соллима
Первый из трёх спагетти-вестернов Соллимы с участием Томаса Милиана. Ли Ван Клиф играет шерифа, преследующего бандита Милиана, но постепенно начинающегося сомневаться: а за тем ли он гонится? Отличный развлекательный образец жанра.
Хороший, плохой, злой (Il buono, il brutto, il cattivo), 1966, режиссер - Серджио Леоне
Если вам знакомо лицо на превью статьи и оно кажется смутно знакомым, но вы понятия не имеете кто это или не интересуетесь кино, то 9 из 10, что вы видели его в "Хорошем, плохом, злом". Вечная классика, чего уж там.
Смерть скачет на коне (Da uomo a uomo), 1967, режиссер - Джулио Петрони
Один из фильмов, послуживших источником вдохновения для Квентина Тарантино, когда тот писал сценарий для "Убить Билла". История мести, в которой герой путешествует из города в город, последовательно отстреливая антагонистов. Ли Ван Клиф играет таинственного ментора героя, помогающего ему в трудные моменты. Только вот создается впечатление, что интерес ко всей этой истории у него личный.
Дни ярости (I giorni dell'ira), 1967, режиссер - Тонино Валерии
Еще один отличный спагетти-вестерн с участием Ван Клифа, где он играет скорее злодея, чем героя. Его персонаж - снова ментор, обучающий героя Джулиано Джеммы премудростям ганфайтинга. В финале учитель и ученик столкнутся в дуэли.
Сабата (Ehi amico... c'è Sabata. Hai chiuso!), 1969, режиссер - Джанфранко Паролини
Комедийный спагетти-вестерн, в котором Ван Клиф играет "Джеймса Бонда на Диком Западе". Два года спустя он повторил эту роль в "Возвращении Сабаты". Хороший развлекательный вестерн, изобилующий анахронизмами.
Большая дуэль (Il grande duello), 1972, режиссер - Джанкарло Санти
Малопримечательный спагетти, известный тем, что именно из него Квентин позаимствовал мелодию для "Убить Билла". Кстати, вот она:
Незнакомец и стрелок (El kárate, el Colt y el impostor). 1974, режиссер - Антонио Маргерити
Один из ранних представителей сюжетной схемы East meets West или "азиаты на Диком Западе". Одно из главных лиц спагетти-вестерна Ван Клиф встречается с одной из главных звезд студии Shaw Brothers Ло Лье. Кино неплохое, но проходное.
Побег из Нью-Йорка (Escape from New York), 1981, режиссер - Джон Карпентер
Один из главных фильмов начала 80-х, во многом определивший голливудский экшн следующего десятилетия, известен в первую очередь гениальным перфомансом Курта Расселла в роли Змея Плискина. Согласно интервью Карпентера, одним из главных источников вдохновения при создании персонажа были герои спагетти-вестернов, поэтому неудивительно, что гостевая роль "злого начальника" досталась именно Ван Клифу