Мудрый архимандрит Андрей (Конанос) - о залоге хороших взаимоотношений между прихожанином и священником.
Человек излучает свет, когда искренен, правдив и смиренно признает себя таким, какой он есть.
Да, я такой. Такой же, как ты, и так же борюсь.
Помнишь, однажды на исповеди ты спросил меня:
- Отче, а вы понимаете мои грехи, которые я рассказываю?
Я тогда совершенно искренне ответил:
- Понимаю, потому что и мне это не чуждо.
– Нет, ну вы не можете так грешить, абсолютно точно!
– Почему?
- Разве вы сталкиваетесь с такими проблемами? Разве бывает, что вас распирает от злости, зависти или осуждения?
– Конечно!
- И вы что, все это не преодолели?
– Нет, не преодолел.
Я – как врач, который назначает пациенту лекарства, но при этом сам также лечится – у своего врача. Потому что и у него есть проблемы со здоровьем.
Важно быть искренним, не прятаться под лицемерными масками.
Раньше я боялся, что моя искренность может способствовать появлению у человека желания расслабиться. Заметьте, не желание вкусно поесть меня здесь настораживало, а искренность. Я думал, что люди посмотрят на меня и скажут: «Ну, раз ты, оказывается, такой приземленный, мы к тебе больше не придем!» А в результате убедился в обратном: люди не ищут в тебе совершенства, им не нужно видеть в тебе святость любой ценой – вот, мол, чего он достиг!
Людям нужна искренность, естественность; они хотят видеть смирение и покаяние; они ждут, когда ты скажешь, что и у тебя бывают ошибки, проблемы и чувство полного бессилия. «Давай попробуем вместе! Будем помогать друг другу, хочешь? Я немного постарше, у меня сан, или более высокая должность – поэтому я могу указывать тебе путь, но это не значит, что я сам уже прошел его. Нет, я иду в том же направлении».
И тогда ты увидишь, что люди начинают любить тебя просто так – и для этого не нужны никакие маски, никакая самооборона. Искусственно созданная стена падает, и остается одна реальность, а души начинают общаться, сердца – соприкасаться друг с другом.
Ведь все мы проходим одни и те же испытания, потому что проблемы у всех одинаковы, а результат имеет множество названий – любовь, любочестие, подвиг, духовное усилие, нежелание сравнивать и осуждать. И ты всех готов обнять, и людям хорошо с тобой, они говорят:
– Наш батюшка такой хороший! Мы его так любим!
«Но у него же есть недостатки…»
- Да, есть. Но он старается, исправляется и никого из себя не строит. Нам не нужен священник в ангельском чине. Если бы мы хотели, чтобы священники были ангелами, у нас не было бы священников. Бог для того и окружает нас людьми, чтобы мы понимали друг друга, сочувствовали и помогали друг другу быть искренними, не фальшивыми. Это – залог хороших взаимоотношений.
Лучше всего исповедаться у человека, про которого ты точно знаешь, что он тебя понимает. И которого понимаешь ты. Таким образом создается близость, но сохраняется и дистанция. Близость возникает в момент откровения, когда ты можешь заглянуть человеку в душу и увидеть его борьбу, а дистанция - поскольку есть уважительное, благоговейное отношение.
Перевод Елизаветы Терентьевой для "Правмира"