Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор Екатерина Симон
«Ух, молодежжжь…» — жужжал шмель из известного мультфильма. С явным осуждающим оттенком. Мол — ветер в голове…
На самом деле, если там и ветер, то ветер перемен, приносящий много разных мыслей, в том числе серьезных. Ребятам надо только дать возможность и повод высказаться.
Классный час в 7 «А» школы № 4 — не формальность, не «отбывание» времени, а один из самых долгожданных уроков. Потому что здесь мысли, которые бродят в голове, можно высказать, и они будут услышаны и приняты.
Учитель английского языка Татьяна Воронова — победитель городского конкурса «Учитель года» в номинации «Классный руководитель». Ее любимый метод — медиапрактики. Вполне инновационный, порой провокационный, не всеми одобряемый, но, безусловно, интересный. Основа ее беседы с детьми — любой медиаконтент: фрагмент фильма, контент из соцсетей, видео, аудио, СМИ.
— Часто коллеги мне говорят: зачем детям показывать все это? Неужели нет хороших детских фильмов, передач? — рассказывает Татьяна Васильевна. — Есть. Но дети видят все, что есть в соцсетях, с нами или без нас, они увидят «все это». В медиапрактике есть принцип: контент выбирается не тот, который «подходит», а тот, который возбуждает интерес, будет в некоторой степени стрессовым.
Когда ему говорят, что…
Классный час начался с цитаты Льва Николаевича Толстого. «У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что …. Стало быть, в этом и есть счастье».
Что надо такого сказать, чтобы даже самый злой человек подобрел? Дети предполагают: комплименты, добрые слова, благодарность, что он красиво пишет, что его любят, когда хвалят, ценят. Все предположения услышаны, приняты и пока отложены в сторону.
— Начать сегодняшний разговор я предлагаю с видеофрагмента. Не очень насыщенное звуками и декорациями видео, поэтому прошу вас смотреть его внимательно. Вы знаете, что если мы работаем с видео, то мы присматриваемся к деталям, интересным вещам, звукам, цвету, композиции.
С первых кадров и звуков в классе устанавливается полная тишина. Отрывок совсем не оптимистичный — из фильма «Волчок».
По сюжету маленькая девочка каждый день приходит на кладбище. Ест там конфеты, некоторые могилы украшает, по-своему ухаживает за ними. Наблюдает за похоронами. И находит воображаемого друга — портрет умершего мальчика, которому и поверяет все свои детские тайны и мечты. И рассказывает о несуществующей материнской любви.
За весь урок учитель названия фильма детям так и не сказала. Потому, что не может его рекомендовать к просмотру целиком. Уж очень мрачное, противоречивое и тяжелое кино. Хотя и получило первый приз «Кинотавра» — 2009, кинофестиваля в Цюрихе и множество других наград.
С другой стороны, как признали дети — посмотреть и понять, в чем дело, все же хочется. Уж информацию-то они найти всегда могут. Фильм и, правда, сложный. И хэппи-энда там не предполагается. Что-что, а задуматься он заставляет...
Одинокий волчок
Сначала — ряд заготовленных вопросов. Дети дают самые разные ответы — так, как чувствуют. Ведь они не знают предысторию этого сюжета, видят его впервые.
Почему она разговаривает с фотографией?
— Ей одиноко. Он ее ровесник. Она представляет, что это ее друг.
Разговор перемещается на тему дружбы. Кто такой друг? Тот, кто всегда поддержит. А как можно поддержать девочку, которая нашла себе друга в умершем мальчике?
Что для нее важно?
— Он ее выслушивает…
В увиденном сюжете много странностей, причину которых даже сложно предположить. Но понятно, что явно к этому привело что-то плохое. Во всех ответах — сочувствие и жалость к ребенку, который настолько одинок, что самый близкий друг — портрет на кладбище.
Почему девочка на кладбище одна?
— Может, у нее нет семьи. У нее неблагополучная семья. Может, у нее кто-то умер… Ей хорошо там.
Почему?
— Потому что там тихо, ее слушают, она ест конфеты, ее никто не обижает.
Когда девочка в сюжете улыбается?
— Когда ей кажется, что она не одна…
Я не одинок (?) (!) (.) (…)
Беседа подходит к своему ключевому моменту — что такое одиночество?
Как это понимают дети.
— У тебя нет никого. У тебя нет семьи. Тебя не понимают. Недооценивают. Могут избегать, унижать.
Фраза «Я не одинок», по признанию ребят, для них имеет большое значение. И учитель ее приготовила — на доске. И на выбор — четыре знака препинания. Вопрос, неуверенность, утверждение, восклицание. Что выбрать? Это оставлено для размышлений.
Одинока ли героиня сюжета? Тут возникли разногласия: вроде и да, ведь она всегда одна. Вроде и нет: ведь ей кажется, что у нее есть друг.
Важно ли, чтобы в жизни был друг? Безусловно, да, считают дети. Что важнее — семья или друзья? Где вы встречаете больше понимания? В голос звучат две противоположные точки зрения: кто-то больше понимания находит дома, кто-то — среди друзей.
— Родители выслушают, поймут, а вот друзья могут и осмеять, вообще не понять…Потому что родители всегда рядом, они тебя знают.
— А у меня всегда было плохо с домашними. Друзья меня больше понимают. И они для меня важнее. Я считаю, что у меня хорошие друзья.
— Когда общаемся с родителями, стараемся казаться лучше, чтобы их порадовать, соответствовать их ожиданиям. А с друзьями притворяться не надо — они такие же как мы…
Это важно, когда тебя принимают?
— Да!
Самым страшным одиночеством было признано все же одиночество без семьи.
И вновь цитата из Толстого: «У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что ….» Какое слово можно поставить?
— Ты мой друг. Его любят. Его ценят.
Все варианты одинаково ценны, но Лев Николаевич считал, что залог счастья — это все же любовь. И получилось с одной стороны — любовь. С другой — одиночество. Как совместить? Что может излечить от одиночества?
— Любовь.
Важна ли для подростков тема одиночества?
— Да. Многие в этом возрасте считают себя одинокими. Не открываются, считают, что его не поймут, что его мнение не примут всерьез.
— Иногда это действительно так.
— Многие боятся, что сверстники будут осуждать…
На этом обсуждение останавливается. В следующий раз ребята будут обсуждать еще один фрагмент из этого фильма.
— Любая медиапрактика проводится с целью взбудоражить ум и сердце, — пояснила позже Татьяна Воронова. — Она должна вызвать размышления. И в общении не ставится цели прийти к общему ответу. У каждого он свой. Моя цель, как педагога — просто поднять эту проблему, вывести ее на обсуждение. Сейчас у детей такой возраст, что у них складываются настоящие дружеские отношения, они начинают пытаться понимать друг друга. Они много общаются. Но при этом есть и те, кто не контактирует с другими. Я сама — мама подростков. И знаю, что проблема быть непонятыми для них совершенно реальна. А что такое одиночество? Это когда тебя не понимают и не принимают.
Есть мнение:
Алина:
— У нас такие классные часы проходят нередко. Это хорошо, можно выговориться без каких-то ограничений. На них даже «закрытые» дети общаются, разговаривают, мы их лучше узнаем.
Многие считают, что такие беседы для нас тяжелые, что в таком возрасте не стоит об этом говорить, но, по-моему, мы начинаем как раз все это обдумывать, понимать и надо разложить все по полочкам. На таких классных часах нас понимают. Каждое мнение ценно. Ты знаешь, что сможешь сказать все — это твой класс, они как родные, они поймут и поддержат.
Арина:
— Своеобразно сегодня было… есть и положительные впечатления, и отрицательные… Когда я посмотрела видео, мне было очень странно: ПОЧЕМУ ДЕВОЧКА ХОДИТ НА КЛАДБИЩЕ, СОБИРАЕТ КОНФЕТЫ… Еще возникла мысль: а что подумали родители мальчика, которые увидели, как она обустроила его могилу? А эту девочку мне очень жаль… Я узнала, что есть такие дети, которые настолько одиноки... Вообще об одиночестве и любви я особо не задумывалась. Так, немного. Сегодня задумалась. Я себя не считаю одинокой. У меня есть семья — хорошая, друзья. Родителям я доверяю. И некоторым друзьям. Обидно, что некоторые люди обесценивают твои переживания, как будто они неважные. В обычной жизни порой не хватает такого разговора на серьезные темы.
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»