Найти тему
Большая перемен@

Ветер перемен или «О чем говорят подростки»

Оглавление

Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор
Екатерина Симон

«Ух, молодежжжь…»жужжал шмель из известного мультфильма. С явным осуждающим оттенком. Молветер в голове…

На самом деле, если там и ветер, то ветер перемен, приносящий много разных мыслей, в том числе серьезных. Ребятам надо только дать возможность и повод высказаться.

Классный час в 7 «А» школы № 4 — не формальность, не «отбывание» времени, а один из самых долгожданных уроков. Потому что здесь мысли, которые бродят в голове, можно высказать, и они будут услышаны и приняты.

Учитель английского языка Татьяна Воронова — победитель городского конкурса «Учитель года» в номинации «Классный руководитель». Ее любимый метод — медиапрактики. Вполне инновационный, порой провокационный, не всеми одобряемый, но, безусловно, интересный. Основа ее беседы с детьми — любой медиаконтент: фрагмент фильма, контент из соцсетей, видео, аудио, СМИ.

— Часто коллеги мне говорят: зачем детям показывать все это? Неужели нет хороших детских фильмов, передач? — рассказывает Татьяна Васильевна. — Есть. Но дети видят все, что есть в соцсетях, с нами или без нас, они увидят «все это». В медиапрактике есть принцип: контент выбирается не тот, который «подходит», а тот, который возбуждает интерес, будет в некоторой степени стрессовым.

Когда ему говорят, что…

Классный час начался с цитаты Льва Николаевича Толстого. «У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что …. Стало быть, в этом и есть счастье».

Что надо такого сказать, чтобы даже самый злой человек подобрел? Дети предполагают: комплименты, добрые слова, благодарность, что он красиво пишет, что его любят, когда хвалят, ценят. Все предположения услышаны, приняты и пока отложены в сторону.

— Начать сегодняшний разговор я предлагаю с видеофрагмента. Не очень насыщенное звуками и декорациями видео, поэтому прошу вас смотреть его внимательно. Вы знаете, что если мы работаем с видео, то мы присматриваемся к деталям, интересным вещам, звукам, цвету, композиции.

С первых кадров и звуков в классе устанавливается полная тишина. Отрывок совсем не оптимистичный — из фильма «Волчок».

По сюжету маленькая девочка каждый день приходит на кладбище. Ест там конфеты, некоторые могилы украшает, по-своему ухаживает за ними. Наблюдает за похоронами. И находит воображаемого друга — портрет умершего мальчика, которому и поверяет все свои детские тайны и мечты. И рассказывает о несуществующей материнской любви.

За весь урок учитель названия фильма детям так и не сказала. Потому, что не может его рекомендовать к просмотру целиком. Уж очень мрачное, противоречивое и тяжелое кино. Хотя и получило первый приз «Кинотавра»2009, кинофестиваля в Цюрихе и множество других наград.

С другой стороны, как признали детипосмотреть и понять, в чем дело, все же хочется. Уж информацию-то они найти всегда могут. Фильм и, правда, сложный. И хэппи-энда там не предполагается. Что-что, а задуматься он заставляет...

Одинокий волчок

Сначала — ряд заготовленных вопросов. Дети дают самые разные ответы — так, как чувствуют. Ведь они не знают предысторию этого сюжета, видят его впервые.

Почему она разговаривает с фотографией?

— Ей одиноко. Он ее ровесник. Она представляет, что это ее друг.

Разговор перемещается на тему дружбы. Кто такой друг? Тот, кто всегда поддержит. А как можно поддержать девочку, которая нашла себе друга в умершем мальчике?

Что для нее важно?

— Он ее выслушивает…

В увиденном сюжете много странностей, причину которых даже сложно предположить. Но понятно, что явно к этому привело что-то плохое. Во всех ответах — сочувствие и жалость к ребенку, который настолько одинок, что самый близкий друг — портрет на кладбище.

Почему девочка на кладбище одна?

— Может, у нее нет семьи. У нее неблагополучная семья. Может, у нее кто-то умер… Ей хорошо там.

Почему?

— Потому что там тихо, ее слушают, она ест конфеты, ее никто не обижает.

Когда девочка в сюжете улыбается?

— Когда ей кажется, что она не одна…

Я не одинок (?) (!) (.) (…)

Беседа подходит к своему ключевому моменту — что такое одиночество?

Как это понимают дети.

— У тебя нет никого. У тебя нет семьи. Тебя не понимают. Недооценивают. Могут избегать, унижать.

Фраза «Я не одинок», по признанию ребят, для них имеет большое значение. И учитель ее приготовила — на доске. И на выбор — четыре знака препинания. Вопрос, неуверенность, утверждение, восклицание. Что выбрать? Это оставлено для размышлений.

Одинока ли героиня сюжета? Тут возникли разногласия: вроде и да, ведь она всегда одна. Вроде и нет: ведь ей кажется, что у нее есть друг.

Важно ли, чтобы в жизни был друг? Безусловно, да, считают дети. Что важнее — семья или друзья? Где вы встречаете больше понимания? В голос звучат две противоположные точки зрения: кто-то больше понимания находит дома, кто-то — среди друзей.

Родители выслушают, поймут, а вот друзья могут и осмеять, вообще не понять…Потому что родители всегда рядом, они тебя знают.

А у меня всегда было плохо с домашними. Друзья меня больше понимают. И они для меня важнее. Я считаю, что у меня хорошие друзья.

Когда общаемся с родителями, стараемся казаться лучше, чтобы их порадовать, соответствовать их ожиданиям. А с друзьями притворяться не надоони такие же как мы…

Это важно, когда тебя принимают?

— Да!

Самым страшным одиночеством было признано все же одиночество без семьи.

И вновь цитата из Толстого: «У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что ….» Какое слово можно поставить?

— Ты мой друг. Его любят. Его ценят.

Все варианты одинаково ценны, но Лев Николаевич считал, что залог счастья — это все же любовь. И получилось с одной стороны — любовь. С другой — одиночество. Как совместить? Что может излечить от одиночества?

— Любовь.

Важна ли для подростков тема одиночества?

Да. Многие в этом возрасте считают себя одинокими. Не открываются, считают, что его не поймут, что его мнение не примут всерьез.

Иногда это действительно так.

Многие боятся, что сверстники будут осуждать…

На этом обсуждение останавливается. В следующий раз ребята будут обсуждать еще один фрагмент из этого фильма.

— Любая медиапрактика проводится с целью взбудоражить ум и сердце, — пояснила позже Татьяна Воронова. — Она должна вызвать размышления. И в общении не ставится цели прийти к общему ответу. У каждого он свой. Моя цель, как педагога — просто поднять эту проблему, вывести ее на обсуждение. Сейчас у детей такой возраст, что у них складываются настоящие дружеские отношения, они начинают пытаться понимать друг друга. Они много общаются. Но при этом есть и те, кто не контактирует с другими. Я сама — мама подростков. И знаю, что проблема быть непонятыми для них совершенно реальна. А что такое одиночество? Это когда тебя не понимают и не принимают.

Есть мнение:

Алина:

— У нас такие классные часы проходят нередко. Это хорошо, можно выговориться без каких-то ограничений. На них даже «закрытые» дети общаются, разговаривают, мы их лучше узнаем.

Многие считают, что такие беседы для нас тяжелые, что в таком возрасте не стоит об этом говорить, но, по-моему, мы начинаем как раз все это обдумывать, понимать и надо разложить все по полочкам. На таких классных часах нас понимают. Каждое мнение ценно. Ты знаешь, что сможешь сказать все — это твой класс, они как родные, они поймут и поддержат.

Арина:

— Своеобразно сегодня было… есть и положительные впечатления, и отрицательные… Когда я посмотрела видео, мне было очень странно: ПОЧЕМУ ДЕВОЧКА ХОДИТ НА КЛАДБИЩЕ, СОБИРАЕТ КОНФЕТЫ… Еще возникла мысль: а что подумали родители мальчика, которые увидели, как она обустроила его могилу? А эту девочку мне очень жаль… Я узнала, что есть такие дети, которые настолько одиноки... Вообще об одиночестве и любви я особо не задумывалась. Так, немного. Сегодня задумалась. Я себя не считаю одинокой. У меня есть семья — хорошая, друзья. Родителям я доверяю. И некоторым друзьям. Обидно, что некоторые люди обесценивают твои переживания, как будто они неважные. В обычной жизни порой не хватает такого разговора на серьезные темы.

___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»