К международному дню эсперанто, который отмечается 26 июля, напомним, что одна из главных площадей города Кохма, Ивановской области долго носила имя создателя международного языка.
Условным центром Кохмы можно считать Октябрьскую площадь, рядом с которой находится городская администрация, памятники, торговые точки и здание Благовещенской церкви. Удивительно, но целых два десятилетия она именовалась в честь польского врача и лингвиста Лазаря Заменгофа.
Единственная в стране площадь
Большинство читателей удивятся: «Кто таков этот Заменгоф и почему в честь него назвали площадь?» Директор музея городского округа Кохма Наталья Цикулина и клуб «Поиск», который она возглавляла, провели по этому вопросу настоящее расследование. И результаты удивили самих краеведов.
— Узнав прежнее название, я тоже задумалась, почему это место назвали именно так. — рассказывает Наталья Валерьевна, — Причем объяснения не мог дать никто. Кто-то утверждал, что Заменгоф был врач — основатель детского дома. Кто-то подтверждал — название было дано в честь создателя польского лингвиста, но почему именно в нашем городе объяснения не было. И все-таки мы с девочками из краеведческого «Поиска» добрались до истины. До 1930-го площадь называлась Торговой, Базарной. Потом ее переименовали и она два десятилетия носила имя Лазаря Заменгофа. Затем с 1957-го стала зваться Октябрьской.
Но главное открытие, сделанное краеведами, было таким: сразу после революции в Кохме действовало сильное общество эсперантистов. В 1928-м кохомские энтузиасты даже получили первую премию на конференции в Ивановской губернии. Видимо, этот успех был так важен для горожан, что они решили увековечить имя создателя искусственного языка. К слову, в Казани примерно в то же годы дали название Эсперанто целой улице. Но вот увековечивать имя создателя в наименовании главной городской площади — уникальный в России случай.
Открытка с зеленой звездой
Кохомчане действительно долгие годы интересовались изучением «языка будущего» и даже устраивали посвященные ему тематические мероприятия. Чудом сохранилась фотография кружка при фабрично-заводском клубе кохомской льнофабрики, датированная 1929-м. На снимке шестнадцать фигур. На первом плане сидят четыре женщины. У одной — пионерский галстук, в руках — бумажный плакат. Перед ними — плакат на темной ткани с лозунгом «Изучайте эсперанто!». Во втором ряду сидят, видимо, самые уважаемые люди — руководители и знатоки-языковеды. Среди них, первый слева — Борис Васильевич Зимин. Рядом с ним, возможно, его брат Алексей.
К слову, именно братья Зимины, пожалуй, наиболее известные энтузиасты изучения языковой системы Заменгофа в Кохме. Старший брат, Алексей заинтересовался искусственной языковой системой еще до революции 1917-го. Об этом свидетельствует сохранившаяся в семье местных жителей Зиминых-Корягиных почтовая открытка с изображением красного воздушного шара с зеленой пятиконечной звездой (символом языка) и текстом на эсперанто, датированная 1912 годом. В ней Алексей Зимин советует младшему брату Борису, учащемуся 3-его класса Торговой школы в Иваново-Вознесенске, непременно изучить новую языковую систему, потому что «оно пригодится, и ты будешь со всеми переписываться».
— Удалось выяснить, что среди активных посетителей кружка были Василий Михайлович Соколов, начальник отдела кадров Кохомской льнофабрики, и Василий Панфилович Киселев, помощник мастера той же фабрики, погибший на фронте во время Великой Отечественной войны. —продолжает рассказ Валерия Цикулина.
Имена других членов кружка пока выяснить не удалось. Но даже основываясь на этих скудных фактах можно утверждать, что в начале прошлого века в ивановском крае наблюдался настоящий подъем интереса к изучению идей «Доктора Эсперанто». Попробуем разобраться с чем это было связано.
Язык мировой революции
Лазарь Заменгоф, врач и лингвист, родился в середине 19 века в польском городе Белостоке, входившем тогда в состав России. Население города было многонациональным, что нередко провоцировало конфликты. Корни этих конфликтов ученый видел во взаимном недопонимании. Новый искусственный язык был призван устранить эти проблему. Кстати, начальное обучение он проходил в Москве. Возможно, это обуславливает стойкий интерес к нему в России.
Любопытен и другой факт: наш текстильный край стоял у самых истоков эсперанто-движения в России. Так получилось, что работать на одну местных фабрик в 1888 приехал отец эсперанто-поэзии Антоний Грабовский. Он смог увлечь своими идеями местную интеллигенцию и основал один из первых тематических эсперанто-клубов в стране.
С новой силой интерес к изучению «языка будущего» вспыхнул в текстильном крае в 1920-х годах, когда пролетариат готовился к мировой революции. А чтобы рабочие разных стран могли без труда понять друг друга, им предлагалось изучать эсперанто. Тогда в Иваново-Вознесенске действовал кружок, где более сорока рабочих изучали новую языковую дисциплину. Для пропаганды устраивали ежемесячно лекции и доклады на городских собраниях.
Однако, золотая эпоха продолжалась недолго. В начале 30-х эсперантистов обвинили в шпионаже и кружки были закрыты.
Вернется ли Заменгоф на карту Кохмы?
Впрочем, в позднем Советском Союзе все интересующиеся могли найти самиздатовскую литературу по данному вопросу. В 90-е необходимая информация стала еще более доступной, а уж с приходом Интернет все стало совсем просто. Во всемирной сети можно найти самые разные информационные продукты на эсперанто: периодические издания, телевизионные каналы, блоги. В областном центре действует специализированный клуб.
И в самой Кохме до сих пор живут люди, интересующиеся изучением эсперанто. Для них в музее городской истории прошла акция, где всех посетителей знакомили с материалами музея по данному вопросу. Кроме того, на встрече остроумные энтузиасты даже устроили интересный перфоманс: исполнили известную песню Юрия Визбора «Милая моя, солнышко лесное» на эсперанто.
Возможно ли, что на волне модных переименований и возвращения названий имя Заменгофа когда-нибудь снова вернется на карту города? Вряд ли. Но все же необходимо помнить о том, что на довольно большой период истории Кохма увековечила в своих названиях фамилию ученого, мечтавшего подарить человечеству жизнь без распрей и войн.
Автор: Альберт Болдин