Была такая знаменитая шведская оперная певица — Сигрид Онегин (1889-1943). Откуда у нее эта фамилия? При рождении ее звали Елизавета Эльфрида Эмилия Сигрид Хоффман, сначала она выступала под творческим псевдонимом Лили Хоффман. Потом вышла замуж за Евгения Онегина. От него ей досталась фамилия, под которой певица вошла в историю.
А вот кто такой Евгений Онегин, история захватывающая и невероятная.
Однажды (в январе 1901) Зинаида Гиппиус с Дмитрием Мережковским взяли Зинаидиного любовника Акима Волынского (но это не точно) и поехали отдыхать в Таормину (Сицилия). Там их ждало множество восхитительных приключений, знакомств и открытий (например, что сицилийцы не топят комнаты в феврале). Путешествие Зинаида подробно описала в очерке «На берегу Ионического моря», а «Мир искусства» напечатал ее произведение в № 7-8, 9, 10, 11-12.
В Таормине чета Мережковских познакомилась и подружилась с бароном Вильгельмом фон Глёденом (1856-1930), немецким фотографом, специалистом по мужской обнаженной натуре.
В гостях на вилле Глёдена Мережковские увидят тарантеллу: «должны были танцевать четыре мальчика, первые танцоры Таормины. Одетые в непестрый сицилийский костюм с низко подвязанным шарфом, с короткой свободной курточкой, темноволосые и темноглазые — они все казались красавцами». Название тарантеллы происходит от паука-тарантула: укушенные вытанцовывали из себя яд. «Сицилианская тарантелла, повторяющиеся звуки в быстром темпе, сначала кажется веселой, задорной; но, вслушиваясь в нее, проникая в смысл бесконечно возвращающейся мелодии, понимаешь ее несказанную тоску и печаль. Определенного танца нет: всякий делает что хочет, — и всякий, хотя пляшут они различно, старается попасть в той и такт этой, полной жаркой печали, музыки».
На этом вечере среди гостей — Агнес-Элизабет Овербек (1970-1919), «маленькая англичаночка, приезжая, музыкантша, со стрижеными, как у мальчика, волосами и с мордочкой хитрой и любопытной мышки».
С Гиппиус у Овербек получился заметный роман-недороман, как обычно у Зинаиды Николаевны. Современники с удовольствием обсуждали. Брюсов: «При Зиночке состояла и Лиза Овербек, девица для лесбийских ласк, тощая, сухая, некрасивая, лепечущая по-французски». Фидлер: «Она – девственница. Но – лесбиянка. Ее возлюбленная – музыкантша Овербек. Она сама (то есть Зинаида) никоим образом этого не скрывает; однажды она устроила Овербек на глазах у всех недвусмысленную сцену ревности». Мережковскому Овербек написала музыку к его переводам драм «Ипполит» и «Эдип в Колоне».
Дмитрий Философов упоминает ее в письме Серову (10 декабря 1902): «Интересный анекдот. Знаменитая композиторша Овербек, покорно исполняя приказание Зин<аиды> Ник<олаевны>, привезла на “Вечера совр<еменной> музыки” кучу объявлений о “Новом пути” и передала их по невинности Нуроку!! Можешь себе представить, что с ним сделалось! Он чуть ее не прибил и сказал, что он просто запрещает в “его обществе” распространять этот журнал».
Самое интересное случится, когда Овербек поссорится с Гиппиус навсегда. Причины ссоры не известны. но явно связаны с новыми знакомыми Овербек, среди которых Татьяна Щепкина-Куперник. Вскоре Овербек уедет из России в Англию, где сменит имя на Евгений Борисович Львов-Онегин. Евгений Онегин — тут все понятно, к тому же инициалы соответствуют (Е. О. - Елизавета Овербек), а Львов — это автор гимна «Боже, царя храни!», с которым Елизавету/Евгения связывало вроде бы родство (на самом деле вымышленное).
Несколько лет, в 1906 познакомится с Лили Хоффман, будущей Сигрид Онегин. Из биографии Сигрид: «...необычная пара, она – стройная семнадцатилетняя девушка, почти на голову выше своего избранника, и он – худой, небольшого размера парень. [...] Она знала, что люди будут удивлены, что она, у которой было столько поклонников, остановилась на ком-то одном». Пара, действительно, в 1913 сочетается законным браком. #ачтотакможнобыло
В 1919 Сигрид Онегин овдовела.
Замечательно подробная статья о Елизавете Овербек: Н.А. Богомолов, А.Л. Соболев. Заветный вензель: к биографии Е. Овербек.