Сегодня Северный Урал испытывает настоящий бум дикого водного и пешего туризма. Коренного населения - манси осталось совсем мало, но они до сих пор считаются хозяевами этих мест. И много странных и необъяснимых историй происходит с туристами, неосмотрительно нарушающими миропорядок заповедных уголков Северного Урала.
Алексей не раз, еще студентом, бывал в этих местах, общался с охотниками-манси и слушал, посмеиваясь, их рассказы про духов природы, которые обитают в этих местах. Интересные истории рассказывали старожилы, мол, есть заповедные места, куда женщинам хода нет и только мужчины-охотники могут там проходить, иных духи не пустят, напугают, заморочат так, что сгинет человек в тайге. Рассказывали, что с почтением нужно даже дерево рубить, благодарить духов за удачную охоту и рыбалку...
Больше 15 лет прошло с тех пор и выдалась у нашего героя возможность провести на берегу северной уральской речки несколько дней. Собрал Алексей семью и отправился на сплав, забрались в такую глухомань, хотелось нехоженых мест, чтобы не встречаться ни с кем, и пошли они по "эксклюзивному" маршруту.
На одной из стоянок, где река замедляла свой бег, и на дне были глубокие ямы, у которых любит прятаться рыба, наши герои разбили лагерь для ночевки. Жена Алексея готовила ужин, муж пошел рыбачить, а дети бегали по берегу и от скуки бросали камни в воду. Отец сделал им замечание и в шутку сказал, что они могу разбудить духа реки.
Как говорится, ничто не предвещало беды. Семья устроилась на ночевку в двух маленьких палатках, одну заняли родители, другую дети. Ночью страшный крик старшей дочери заставил Алексея в ужасе проснуться. Первая мысль - пришел медведь! А в этих краях они не редкость. Испуганный отец выскакивает из палатки, только одну ногу успел из спальника вытащить, так и побежал со спальником на второй, ружье успел схватить (как оказалось, без патронов). До детей метров 7-8, но вход их палатки на реку выходит, подбежал отец и видит - нет медведя, дети целые: сын в палатке сидит, дочь стоит у входа и ревут так, что ничего не понять. Только когда удалось успокоить, они смогли разговаривать, то вот что рассказали...
Ночью палатку начал кто-то сильно шатать, так, что она почти сложилась, девочка выскочила из нее и увидела перед собой старика, одетого в светлые одежды, с седыми волосами. Этот старец молча грозил ей крючковатым пальцем, а потом развернулся и ушел по воде на другой берег реки, и липкий ужас исходил от старика.
Все бы нечего, но отец сам лично накануне промерял реку - нет здесь брода, наоборот, глубокое место, 5-6 метров, ямы. А старец ушел как посуху.