В этой публикации мы хотим рассказать читателям о такой услуге, как энергосервис, услуги которого востребованы во всех регионах страны, особенно в небольших муниципалитетах. Как развивается это направление деятельности компании «СНЕГ» («Санкт-Петербургская новая энергетическая группа»), нам рассказал ее руководитель Сергей Юрьевич Зайцев
– Сергей Юрьевич, расскажите о вашей компании, какова ее бизнес-идея, чем вы занимаетесь?
– Наша группа создана для поиска инноваций для энергетики. Прежде всего это касалось больших сетевых компаний, наш акционер – бывший гендиректор компании «АЭСКО», сейчас депутат Заксобрания Ленобласти. Мы занимаемся различными проектами на стыке технологий и могли бы быть интересны для большой и малой энергетики. У нас есть свое производство приборов учета электрической энергии, самые инновационные в России, а по некоторым позициям – даже в мире. Мы сделали первый прибор для сетей MBIT, а также первый в мире счетчик для сетей LoRaWan, которые сейчас у всех на слуху. Сейчас создаем приборы учета под ожидаемые минимальные требования к «умному» счетчику – в настоящее время он готовится к обязательной установке у всех потребителей в России. У нас есть интересы в торговле технологиями, в первую очередь с Китаем, у нас есть интересы в торговле промышленным оборудованием, компонентами, есть инновационные разработки в виртуальной реальности. Наша энергосервисная компания, первая на Северо-Западе, – это активный, молодой коллектив, и хотя мы не так давно присутствуем на рынке, тем не менее успешно и быстро развиваемся. Кстати, имеем партнерское производство с одним из предприятий Севастополя, которое выпускает светодиодные светильники.
– Давайте остановимся на энергосервисном направлении. Давно вы начали этим заниматься, какие проекты осуществлены и что в перспективе?
– Мы начали эту работу чуть более четырех лет назад. Так получилось, что в какой-то момент будущий директор данного направления пришел к нам и сказал, что очень хочет делать с нами этот бизнес. В тот момент для нас подобная деятельность была совершенно непонятной. В корпоративной среде энергосервис не приживается. Зачем платить кому-то, если можно сэкономить самому, взяв деньги в кредит? Но оказалось, что энергосервис очень нужен муниципальным образованиям, в первую очередь маленьким муниципальным образованиям.
Четыре года назад мы эту идею осознали, приняли решение, и в конце 2016-го была создана компания. Сейчас в ее портфеле 18 контрактов, а это более 600 миллионов рублей. Основная деятельность ведется на Северо-Западе, но есть и Смоленская, и Московская область. Развиваемся все дальше и дальше от Санкт-Петербурга. Главная идея, которую мы несем заказчикам, – то, что не нужно самим становиться специалистами в освещении, нужно довериться энергосервисной компании, получить лучшее освещение, более качественное, более надежное. Мы предоставляем возможность клиентам уже сегодня сокращать свои расходы и при этом гарантируем, что им не придется платить нам больше, чем сейчас.
Энергосервис характеризуется тем, что мы остаемся в рамках тех же бюджетных расходов заказчика. У них есть статья расходов на освещение, из сэкономленной части оплаты за свет они часть возьмут себе, а часть отдадут нам.
– Получается, вы приходите к муниципалам, не в горсвет?
– Если говорить о городах, то горсвет очень редко становится заказчиком энергосервисов. Этому есть свои объяснения. Во-первых, они профессионалы в свете и точно знают, что им нужно, и не делают, как малые муниципалитеты, технических ошибок в выборе, какой прибор купить.
Что такое энергосервис? Это инженерно-финансовая деятельность. Мы, с одной стороны, выступаем как простая лизинговая компания, которая поставила оборудование и получает платежи. А инженерная наша часть не востребована в больших горсветах. Они точно знают, какое оборудование им требуется. Малые муниципалитеты не имеют своих горсветов, поэтому вынуждены платить за работы по замене освещения, выполненные их подрядчиками при строительстве дорог и сооружений. Другими словами, что муниципалитетам поставили, тем и они пользуются. Они не могут иметь собственную экспертизу и не знают, какие светодиодные светильники нужны, какие характеристики им необходимы, какие решения представлены на рынке, как работать с производителями этих светильников. Им, конечно, удобнее использовать услуги энергосервисной компании по выбору и монтажу оборудования. Они сокращают свои конкурсные процедуры, потому что им не нужно искать кредиты, проводить конкурс на монтаж или поставку оборудования. Все подобные заботы берет на себя энергосервисная компания. И делает это экономичнее, чем сделал бы сам заказчик.
– В городах с каким населением вы устанавливаете осветительное оборудование?
– Вот сейчас мы выполнили работы в Тосно. Это небольшой город. (Тосно – город в Ленинградской области, крупный железнодорожный узел, численность население около 36 800 человек. В нем расположены предприятия: завод «Тосно-Эра» (Henkel), завод Caterpillar, завод сантехники испанской компании Roca Group, завод полимерных изделий компании «Леноблгаз»; завод «Тепловое оборудование», вагонное депо «Тосно», завод «Стройдеталь» и другие.– Прим. ред.)
Можно осуществлять энергсервис и в Санкт-Петербурге. Формально мы несколько раз говорили с Ленсветом о том, чтоб сделать, например, весь Василеостровский район. Не очень страшный проект, не самые большие инвестиции, надежный заказчик. Но почему-то Ленсвет пока не идет на это. Продолжают тратиться киловатты, тратятся деньги. Если бы три года назад эта работа началась, то их светильники уже сейчас давали бы экономию. Выигрывает тот, кто первый сделал энергосервис.
– Какое оборудование вы предлагаете? Инженерное решение только ваше или вы привлекаете другие организации?
– Энергосервисная компания не принадлежит нам полностью, это дочерняя структура, в которой есть и другие акционеры. Акционеры заинтересованы в том, чтобы оборудование отвечало ключевым задачам:
1. Оборудование должно быть максимально энергоэффективным, зарабатывать больше денег при том же уровне освещенности.
2. Оно должно быть надежным, чтобы нам не приходилось платить за замену на опорах. Это такие расходы, которые совершенно не хочется нести.
– На какой срок заключаются контракты?
– Обычно на пять – семь лет. Первый наш контракт был на семь лет, в Мурманске, тариф там получился очень низким. Натриевые светильники мы заменили светодиодными. Очень сложно было добиться экономии, так получилось потому, что город был пересвечен. Мы привели освещение в норму, сейчас нормы везде выполняются, жители довольны. По окончании контракта город получает светильники в собственность, поскольку энергосервисная компания не занимается дальнейшим обслуживанием светильников. Обычно у муниципалитетов есть две статьи расходов: за электроэнергию и за обслуживание сети. Расходы за электроэнергию впоследствии сокращаются. Стоимость обслуживания тоже может быть существенно снижена. Как мы обычно рекомендуем крупным горсветам, они могут перенаправлять сэкономленные деньги на улучшение архитектурных элементов. Мы претендуем только на расходы, связанные с электроэнергией. Это те расходы, которые в любом случае придется оплатить, нельзя отказать, даже если электроэнергия не очень качественная и светильники выходят из строя, Даже нынешние горсветы ничего не могут поделать, им приходится вносить эти платежи.
– Как вы рассчитываете экономию, свои доходы?
– Есть 44-й Федеральный закон, определяющий, как проводить конкурс по энергосервису. Есть 636-е Постановление правительства, где в принципе описан энергосервис: как устанавливается базис, с которого вычисляется экономия, соответственно киловатт-часы в год, предшествующий конкурсу, что тратил муниципалитет или горсвет предприятия на освещение города или его части – это все рассчитывается по электросчетчикам.
То есть выставляются цифры и параметры, на которые мы ориентируемся. Сколько мы сможем экономить. Мы не меняем все «точка в точку». Если есть пересвет, то стараемся сэкономить, поставить светильники в достаточном количестве. Если есть недосвет – мы поставим более мощные светильники. Это нестандартная практика для энергосервиса, потому что мы нередко ухудшаем свои показатели, ведь очень часто в городах есть недосвет, когда улицы остаются темными. Но одна из наших целей – сделать в городах хорошее освещение.
Нам очень интересен Санкт-Петербург. Потому что здесь высокие тарифы на освещение, и наша работа была бы весьма интересной и выгодной.
– Страна большая. Есть где работать, кроме Санкт-Петербурга?
– Да, это так. Но, например, к нам недавно обратился партнер из Новосибирска, где очень низкие тарифы. И нам станет там интересно работать года через два-три, когда, с одной стороны, поднимется тариф, а с другой – электроэнергия подешевеет, потому что технологии светодиодных светильников дешевеют. То, что три года назад стоило 5 тысяч, сегодня с лучшими характеристиками стоит существенно дешевле. И эта динамика по совершенствованию ценовых параметров продолжается. В какой-то момент можно будет взять все города и повсюду заменить освещение, но сейчас мы смотрим на тарифы, идем сначала туда, где тариф выше, но там и конкуренция больше.
– Кого вы привлекаете в качестве подрядчиков?
– Чаще всего мы сотрудничаем с местными подрядчиками. Все просто: требуется вышка с допусками работы на электрической сети. В основном это местные фирмы, которые занимаются обслуживанием сетей. Иногда мы находим подрядчиков в нашем регионе. Что касается производителей светильников, мы открыты для всех, но нам, как энергосервисной компании, очень важна цена светильника, срок службы без замены, поскольку для нас это лишние расходы. И так как мы обеспечиваем не только свет, но и освещенность, очень важно, чтобы со временем качество светового потока снижалось не значительно.
Материал подготовила Наталия Тимофеева