Это довольно распространенная проблема, когда малыш не хочет играть самостоятельно.
Умение же играть самостоятельно – показатель взросления Вашего ребенка.
У всех детей это происходит с разной скоростью. Поэтому не стоит бить тревогу, если пока ребенок не слишком стремится играть в одиночку.
Другой вопрос, что маме не хватает в итоге времени на себя: на отдых и личные дела.
Сразу скажу, нет, вы НЕ переиграли с ребенком, и все затраченное время на игры с ним однозначно в пользу, ведь вы дарили еще и внимание, любовь, а это очень важно. Но причин, почему ребенок играть самостоятельно не хочет, бывает несколько. У каждого она может быть своей.
Разберем некоторые из причин, по которым ребенок не играет самостоятельно.
Во-первых, как и в любом другом обучении, здесь важно не спешить и постепенно приучать играть самому, передавая инициативу. А не уходить с заявлением: ну всё, ты теперь большой, играй сам! Вспомните, как постепенно вы приучали ребенка самому кушать, одеваться, ходить на горшочек… И, в обучении игре – тот же принцип!
Ребенок видит, как его одевают и кормят, видит, как одеваются и едят другие члены семьи. И после многократных повторений осваивает это действие. С играми точно так же!!!
Родители же часто ошибочно думают, что дети рождаются с умением играть. И совершенно недостаточно один раз показать, как пользоваться игрушкой, чтобы потом ребенок играл самостоятельно. Нужно показывать вновь и вновь, проигрывать с игрушками разные роли, разные сюжеты. показывать малышу своеобразный театр, потихоньку, понемногу привлекая к самостоятельным действиям.
Во-вторых дело в том, что многие родители сейчас помешаны на раннем развитии и на том, что все игры ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАЗВИВАЮЩИМИ!
В итоге в играх с ребенком взрослый выступает не полноправным партнером, или советчиком, подсказывающим, а навязывает СВОИ ПРАВИЛЬНЫЕ условия, сюжеты, правила, ограничивая фантазию ребенка, лишая его инициативы, вгоняя в рамки.
В-третьих: ребенок уже умеет играть самостоятельно, например, на горшке или в ванной, но в иных случаях, требует присутствия взрослого. Почему?
А часто дело в том, что играть то он сам может, а вот долго быть один нет!
Кажется, что малыш увлечен своим занятием, но стоит маме покинуть комнату - и ребенок сразу бежит следом. Поэтому обязательно учите его ненадолго расставаться с взрослым и комфортно себя чувствовать в одиночестве.
Также отказ от самостоятельной игры в возрасте 5-7 лет может говорить о том, что ребенок страдает от одиночества или испытывает недостаток общения с родителями.
В-четвертых, нужно постепенно сокращать свое присутствие в игре с малышом. Придумайте объяснение своего выхода из игры, но при этом не нарушающее ход игры, чтобы малышу не было обидно.
Например, если вы играете в «дочки-матери», скажите, что пойдете в «магазин» в другую комнату. Или назначьте ребенку важную роль, которую до сих пор в игре выполняли Вы, или поручите ребенку что-то сделать в ваше отсутствие, например:
«Ты раздевай и укладывай кукол спать, а я схожу на кухню суп помешаю».
Сначала уходите ненадолго и честно старайтесь вернуться, как только выполните свое дело. Постепенно увеличивайте время своего отсутствия.
В-пятых, если ребенок никак не начинает играть самостоятельно, или его игры кажутся Вам примитивными, глупыми и т.д. ни в коем случае не ругайте, как часто делают взрослые, отбивая всю охоту играть.
Приостанавливайте игру только в случае опасности малыша, или негативного развития сценария игры, стараясь мягко перенаправить ребенка в ином направлении: «А давай лучше будет так-то..?»
Так же помните, что в игре ребенок реализует себя, раскрывает свой внутренний мир, а также выплескивает страхи, боль, обиды… Поэтому если видите, что в игре происходит что-то не то, например, робот всех убивает, а грузовик всех давит, не ругайте ребенка, не СПЕШИТЕ ОСТАНАВЛИВАТЬ игру строгим голосом «это плохая игра, прекрати немедленно!».
Лучше включитесь в игру и спросите от имени другой игрушки, а почему робот всех убивает? Почему грузовик всех давит? Ребенок от лица игрушки может поведать Вам о своих маленьких горестях и обидах.
Ну, и в-шестых, если ребенок никак не начинает играть самостоятельно, возможно еще просто не пришло время.
Ведь самостоятельная игра – это показатель того, что развиты:
1. инициативность (решение игровых задач требует от малыша принятия быстрых решений – неожиданно возникший на пути машинки кубик может быть либо передвинут, либо сбит – выбор нужно сделать мгновенно);
2. способность преодолевать преграды (развитие сюжета в игре требует от ребёнка умение найти выход из сложившихся обстоятельств);
3. настойчивость (чтобы получить желаемый результат игры, малыш должен пройти определённые стадии);
4. умение ориентироваться по обстоятельствам.
Моей дочке сейчас 4 года. У нас тоже была «проблема» нежелания играть самостоятельно. С мамой-то, конечно, интереснее.
Играть самостоятельно теперь она может очень подолгу, по нескольку часов, а если я занята, то без проблем и целый день сама себя занимает.
Начинала я с того, что постепенно сокращала свое присутствие в игре, время от времени давая «задания» одеть-раздеть кукол, расставить мебель в кукольном домике, «доварить» кукольный суп, постирать и развесить кукольные вещи… и т.д.
Постепенно доделав какое-то действие, дочка перестала меня звать, а самостоятельно уже придумывала другое действие, третье… и тут уже как раз важно не вмешиваться, не нарушать процесс!
Сейчас иногда она зовет меня играть, но в итоге я сижу рядышком и только «угукаю» и поддакиваю. Все диалоги за всех персонажей она ведет сама и все сюжеты придумывает тоже. И не дай бог вмешаться! )))
Ей просто иногда хочется рядом мамы и маминой поддержки, маминой похвалы, маминого внимания и тепла.
Обязательно участвуйте в играх своих малышей, хвалите их за инициативу, фантазию, придумки – тогда они вырастут не только самостоятельными, но уверенными в себе и своих силах!
© Рада Бычкова (психолог, педагог)