Сегодня – День следователя… (Если быть точным – День сотрудника органов следствия Российской Федерации; не путать с апрельским Днём работника следственных органов; январским Днём образования Следственного комитета… и, возможно, чем-нибудь ещё).
Дате мы в очередной раз обязаны неутомимому Пётру – 25 июля 1713 года он выпустил указ «О создании следственной канцелярии гвардии майора М. И. Волконского». (Тому предписывалось ехать в Архангельск и прищучить местного вице-губернатора – злостного коррупционера. Документ, в частности, содержал такие инструкции: «И буде дойдет кто до пытки, и пытать, не дружа и не мстя никому и не опасаясь в том никово, как честному и доброму человеку надлежит. И как розыскано будет, тогда то розыскное дело и тех, которые тому делу будут виноваты, взять с собою и привесть к нам в Санкт-Питербурх»).
…Как следует из текста, решения царь принимал лично (или передавал Сенату, которому, формально, «майорские канцелярии» и подчинялись – хотя благоразумные сенаторы предпочитали в дела следователей не лезть. «Майорскими» же их прозвали, поскольку во главе неизменно оказывались майоры лейб-гвардии… что касается вышеупомянутого Волконского, то его через несколько лет изобличат в каких-то «неправдах» и благополучно казнят). А ещё были Преображенский приказ и Тайная канцелярия – но о них в другой раз – тем более, что преемники царя-реформатора все эти организации распустят… до поры…
…Идём дальше… сегодня – День речной полиции. Служба была создана в 1867 году (а через полвека, как и всё остальное, разогнана большевиками – впрочем, они передумают уже 25 июля 1918-го – откуда и дата). Поначалу гладь столичных рек под специальным белым флагом «с изображением на двух накрест положенных якорях герба С.-Петербургской губернии» бороздили три десятка двухвесельных шлюпок и две железных паровых лодки (противопожарных). При сравнительно небольшой численности (в начале XX века – немногим более двухсот нижних чинов) работы хватало…
P.S. …Например, в итоговой сводке 1870 года сообщается о девяти пожарах на воде, семи столкновениях пароходов – а также ста семнадцати спасённых «…из коих 27 имевших намерение утопиться». А вот случаев воровства подозрительно мало – всего двенадцать… причём в девяти из них «похищение было остановлено и виновные переданы судебной власти». Неужели в империи было настолько спокойно?.. Впрочем, это – совсем другая история.