Найти тему

О книге Дэна Роэма "Говори и показывай"

Оглавление
Еще одна книжка, которая попала в руки визуала-перфекциониста
Еще одна книжка, которая попала в руки визуала-перфекциониста

"Картина, корзина, картонка и маленькая собачонка пума"

Очень неоднозначное впечатление создала у меня эта книга. С одной стороны, Роэм – автор нескольких бестселлеров, посвященных визуальному мышлению, и признанный эксперт. Его книги часто рекомендуют, и они популярны.

С другой стороны, в процессе чтения меня все время не покидало ощущение, что полезной информации явно недостаточно для почти трехсот страниц. Слишком много даже не воды, а просто пустого места. В какой-то момент стало жалко деревья, идущие на бумагу для этого издания.

Но обо всем по порядку. Начну с плюсов.

Визуальное сопровождение. Нарисованные «от руки» схемы позволяют за пару секунд уловить все основные тезисы. Каждая из них несколько раз повторяется на страницах книги, а повторение – важный момент в запоминании любой информации. Так что автор явно заботится о том, чтобы ценное знание прочно закрепилось в мозге читателя.

Понятная и простая логика. Автор говорит, что для создания хорошей презентации достаточно соблюдать 3 правила: говорить правду (класть ее «в корзины»), поддерживать вашу правду историей и сопровождать историю картинками. Тогда вы легко достигните ваших целей и создадите позитивный опыт у вашей аудитории. Каждому правилу посвящена одна из глав книги.

Роэм подробно показывает и объясняет 4 типа повествований. К каждому типу дает визуальные образы, схемы и примеры.

Вот здесь-то и прибегает пума
Вот здесь-то и прибегает пума

Самые важные мысли повторяет несколько раз. Для меня это была самая полезная часть книги, из которой я почерпнула идеи для нескольких проектов. В двух заключительных главах есть несколько рекомендаций, как подбирать графику к презентациям, а также советы о том, как работать с волнением и страхом перед презентацией. Они очевидные, но полезные.

Теперь о минусах.

Кроме «размазывания» информации по книге есть еще одна странность. Мне было непонятно, для кого она написана. Вроде бы написана крайне просто, значит, для «широкой публики». Для людей, которые, возможно, никогда не делали никакие презентации. И вроде бы для них логично объяснять материал на совсем схематичных примерах про Красную шапочку и поздние тусовки. Но автор использует в качестве примеров и презентации по довольно глобальным темам. Например, выступление в Американской ассоциации бухгалтеров по поводу инициативы Министерства финансов. С такой темой представители «широкой публики» вряд ли будут выступать. С другой стороны, если эти примеры ориентированы на более «продвинутых» профессионалов, то все остальное в книге, с точки зрения профи, может показаться слишком уж примитивным. Да и примеры выглядят какими-то ненастоящими, хотя автор говорит, что это подлинные истории из его практики.

И еще один момент, с которым я мысленно не согласилась. Роэм утверждает, что самая хорошая графика для презентации – нарисованная от руки. И пусть вас не останавливает даже то, что вы можете совсем не уметь рисовать. Если вы умеете рисовать простые фигуры, значит, и любую свою идею изобразить сможете. Так-то оно так, но всегда ли это будет уместно и хорошо смотреться в презентациях – большой вопрос.

В целом, книга выглядит не как книга, а как набор заметок и зарисовок на тему «как сделать презентацию». Какие-то полезны, и хочется взять их на вооружение, какие-то – нет. Если вас не пугают полупустые страницы и многочисленные повторы одной и той же мысли – рекомендую.

Что еще полезного рекомендую почитать:

Джули Дирксен "Искусство обучать"

Эрин Киссейн "Основы контентной стратегии"

Максим Ильяхов, Людмила Сарычева "Пиши, сокращай"