Найти в Дзене
Ольга Завьялова

Идеальный день рождения в Дагестане: ГЭС, Сулакский каьон и бархан

Фотографии Стасо https://www.instagram.com/vazovskyy/
Фотографии Стасо https://www.instagram.com/vazovskyy/

Начало истории здесь

29 октября у Стаса был день рождения. Ещё когда мы планировали путешествие в Москве, он прислал мне скрин из фильма «Южная история» и написал: «На ГЭС есть офигенное место, с видом на дамбу, вот там было бы классно встретить др». Мы в принципе сразу решили, что нам надо подыскать водителя с машиной для этой цели. Я написала Яне, у которой в Махачкале своё турагентство «Марти Трэвел» (с ней я познакомилась в 2017 году, когда перед походом воспользовалась услугами агентства для поездки на каньон). Она сказала, что Вартан, водитель, возивший меня в прошлый раз, как раз свободен 29-го. Мы созвонились с ним и договорились.

Около пяти утра я проснулась от звуков, доносившихся из мечети. Потом всё же снова уснула. В шесть прозвенел будильник. Мы пошли снимать рассвет с видом на порт на общий балкон, позавтракали на гостиничной кухне, собрали вещи. Вскоре позвонил Вартан — он уже ждал нас внизу.

Дорога от Махачкалы до Чиркейской ГЭС довольно увлекательная. С перевала на город открывается хороший вид. Мы проехали мимо человека, бегущего по обочине. Вартан, глядя на него, вспомнил историю: «На этот перевал один тренер заставляет своего сына-борца бегом подниматься, а сам едет на машине. Если сын укладывается в норматив, то его везут обратно на машине, если нет — то он спускается тоже бегом». Не позавидуешь такой участи.

Когда мы перевалили, увидели вдалеке заснеженные вершины. Стас остановил машину и вышел снимать. По ходу движения тоже много фотографировал.

-2
-3
-4

Чиркейское водохранилище мы увидели ещё издалека. Когда подъехали ближе, я очень удивилась — в мае оно выглядело вообще по-другому. Тогда меня покорили скалы с отметинами от убывающей воды. Теперь же водохранилище было полным. Скалы представляли собой островки на поверхности.

-5
-6

Стас почему-то стал мне показывать фотографии московского «Атриума», который не так давно разрисовали граффити. Глядя на одну из фотографий, я сказала: «А, ну это под Родченко сделано». После чего увидела, что Стас и Вартан подозрительно смеются. «Что? Подроченко?» — переспросил Стас. «Окей, стилизация под Александра Родченко. Так лучше звучит?» — ответила я.

Вартан традиционно повёз нас на смотровую у ГЭС, где я была в прошлый раз. У скалы там есть классный узкий выступ над обрывом. Вартан сказал: «Не подумайте, что я подначиваю, но сегодня идеальная безветренная погода, можно без опасений идти туда». Естественно, мы пошли и сделали много крутых снимков.

-7
-8
-9

Теперь нам предстояло отыскать ту самую точку со скриншота из фильма. Стоя на смотровой, мы увидели белый столбик вдалеке и решили, что снимали, скорее всего, оттуда. Правда, попасть напрямую туда было невозможно — вершину от нас отделяли несколько непроходимых ущелий. Вартан сказал, что попробует найти дорогу.

Несколько раз мы сворачивали на грунтовки, но всякий раз попадали не туда. Поехали дальше, издалека увидели колею. Казалось, что ведёт она именно к той точке. Правда, было непонятно, как на неё заехать. Развернулись, по пути увидели идущую навстречу женщину, она указала направление. В итоге мы заехали в садовое товарищество. Путь преграждала машина, из которой что-то выгружали на участок. Вартан вышел узнать дорогу. Пожилой мужчина сказал ему, что мы едем правильно, оттуда открывается хороший вид на каньон. Нам освободили проезд, Вартан доехал до конца колеи, дальше мы пошли пешком.

Солнце безбожно палило. Мы не знали, сколько нам ещё придётся идти. Сразу сказали друг другу: «Сегодня точно обгорим». Но это нас не напрягало совсем, потому что, как и сказал тот пожилой мужчина, вид на каньон с этого места был удивительный!

-10
Машина Вартана на фоне поселка Дубки
Машина Вартана на фоне поселка Дубки

Вартан ушёл вперёд — с нами невозможно было идти, потому что мы, как сумасшедшие, постоянно останавливались и фотографировали во все стороны. Через некоторое время он позвонил Стасу и сказал, что дошёл до нужного места.

Плотина и всё водохранилище идеально просматривались. Не зря Стас так стремился сюда. Единственное — мы ступили и не взяли с собой вино. Пришлось немного отложить отмечание дня рождения.

-12
-13

Зато тут у нас нашлось другое развлечение. Ещё стоя на смотровой у ГЭС, мы заметили, как над каньоном кружат большие птицы. Подумала сначала, что это орланы или орлы — в той местности их много. Но теперь стало ясно, что перед нами — белоголовые сипы. Я никогда не видела их, тем более так близко. На выступе сидели три птицы. Казалось, что они не замечают нас. Вартан кинул в их сторону камешек, сипы взлетели и долго кружили над нами.

-14
-15

Мы начали шутить: «Интересно, если лечь и полежать минут десять без движения, они подлетят?» — сипы же падальщики. Но проверять не стали.

Как это обычно бывает, казалось, что назад дошли гораздо быстрее. Вартан предложил пойти по колее, чтобы понять, куда ведёт дорога. В итоге мы вышли чуть ниже того места, где припарковали машину.

Следующей остановкой был Сулакский каньон. На традиционной смотровой пробыли недолго — нечего там делать. Чуть дальше есть козырное место, где по довольно крутому, но удобному спуску можно попасть на край выступа.

Солнце было в зените и давало дымку, о чём с сожалением сказал Стас — картинка получалась не такой чёткой при этом освещении. Мы открыли бутылку Кара-Койсу, разложили закуску и, наконец, начали отмечать день рождения.

-16
-17
-18

Вино мы из горла выпили минут за 15 и пожалели, что взяли из машины только одну бутылку. Подниматься за второй было лень. Долго мы просто сидели и любовались потрясающим видом. Ниже летали огромные орлы.

Мне предстояло сделать новую версию прошлогодней козырной фоточки с ногами над каньоном. Стас заснял процесс со стороны.

-20

В какой-то момент сверху начали доноситься мужские голоса: «Ты что, не ходи туда, ёбнешься». Мы посмеялись, решив, что в любой компании бывает один такой человек, который сам всего боится и других запугивает.

Чуть позже к нам на выступ спустились парень и девушка. Она была одета в красивое платье цвета шоколада национального кроя, в руках держала третий марк, как у Стаса. Мы разговорились, рассказали им историю своего путешествия. После чего спросили: «А вы чем занимаетесь?» Девушка ответила, что она — профессиональный фотограф и оператор, а парень — танцор, и они ищут место для записи видео. «О, я недавно в Твиттере видела крутое видео с Сулакского каньона как раз, там танцевали в национальных костюмах», — сказала я, услышав в ответ от парня: «Это я и был». Вот так мы познакомились с популярными дагестанскими блогерами. Обменялись инстаграмами, чтобы Стас потом мог скинуть им фотографии.

-21
-22

Время обеда уже давно настало, и мы поехали в придорожное кафе, куда меня в прошлый раз возил Вартан. Там готовят можно сказать эталонные чуду. Мы думали взять с собой вина, но Вартан сказал, что в этом кафе запрещено употреблять алкоголь. Правила нарушать мы, естественно, не стали.

Напротив кафе под горой расположено кладбище. Не менее интересный вид открывался на дорогу — там под указателем стояли торговки виноградом.

Лепёшки, как всегда, оказались очень вкусными. За четыре чуду с разными начинками, литр компота и чайник чая мы заплатили всего лишь 410 рублей.

Впереди нас ждал заключительный пункт программы — бархан Сарыкум. Мы думали встретить там закат. Когда приехали, солнце уже начало заходить. Так как бархан находится на территории заповедника, нам следовало купить билеты. Смотритель увидел фотоаппарат Стаса и сказал: «Билет стоит сто рублей, но за съёмку надо заплатить отдельно тысячу». Выбора не было, смотритель стал выписывать квитанцию. Рядом суетилась женщина с профессиональным фотоаппаратом. Она говорила: «Давайте я вам деньги оставлю, а квитанцию потом оформим, свет уходит, мне надо успеть фотосессию провести».

На бархан можно подниматься только по специальной деревянной лестнице — считается, что пребывание человека на песках пагубно влияет на сохранность. Но дело ещё и в том, что там водятся ядовитые змеи, в том числе гюрза. В прошлый мой приезд я застала начало строительства деревянного настила, ведущего на вершину. Теперь мы шли по нему. Следом поднималась женщина-фотограф с тремя своими детьми и дрессировщик, ведущий на поводке львёнка — он должен был стать главной фишкой фотосессии.

Садящееся солнце давало приятный свет, который отлично сочетался с огнями города, уже появившимися на горизонте. Мы откупорили вторую бутылку вина и выпили её так же быстро, как и первую.

-23
-24
-25

Стас много снимал — сначала свою черепашку в песках (фотографии получились крутейшие!), а потом детишек со львёнком. Одна из девочек очень испугалась, когда играющейся лев погнался за ней. Она потом долго отказывалась снова подходить к нему.

-26
-27

После прогулки Вартан отвёз нас в Махачкалу и высадил у кафе национальной кухни возле жд вокзала. Внутри открыли третью (и последнюю из оставшихся в запасах) бутылку вина и заказали ужин. Официантка спросила у меня: «Вам порцию маленькую, большую или среднюю?» Решила уточнить: «А у вас в принципе большие порции?» Женщина удивлённо ответила: «Да обычные». Естественно, как и везде в Дагестане, средняя порция на самом деле оказалась огромной.

Мы очень душевно поужинали, около восьми заказали такси до аэропорта. Стас решил купить в дорогу ещё бутылку вина, водитель пообещал остановить у нужного магазина, но он оказался закрыт. Тогда нас подвезли к супермаркету. Там алкоголь в принципе не продавали. Кассиры подсказали, что в магазине через дорогу есть спиртное. Вино там действительно было, но купить его можно только до 20:00, мы опоздали. Наш водитель не сдавался, и в итоге мы всё-таки нашли Кара-Койсу. Заодно я купила пахлаву — грешно улетать из Дагестана без неё.

Рейс по расписанию вылетал в 22-50. Около девяти мы прибыли в аэропорт, регистрации пока не было. На большом экране в центре зала транслировали записи боёв — что ещё показывать в аэропорту Махачкалы. Мы допивали четвёртую бутылку вина.

В самолёт загрузились точно по расписанию. Я села в кресло, пристегнулась, надула дорожную подушку и закрыла глаза. Когда я их открыла и взяла в руки телефон, часы показывали 00:58. И тут я поняла, что вообще не помню ни инструктаж, ни момент взлёта — то есть меня сразу вырубило. Так крепко я спала в самолёте впервые.

Примерно через 20 минут после моего пробуждения борт приземлился во Внуково. Обратный перелёт оказался таким же идеальным, как и вся наша поездка.