Найти в Дзене
Пока вы спали

Что решает Южная Осетия?

Есть страна Южная Осетия. Но кто-то решил, что война, и такой страны нет. Вместо страны есть некий набор «фактов», предложенный грузинскому и европейскому обществу для бесконечных негодования и ярости. Один из них – это «ползущая колючая проволока». Она, как ядовитая змея, подбирается всё ближе к Тбилиси. Речь на самом деле идёт о государственной границе между Грузией и Южной Осетией, к которой осетины относятся как к настоящей границе, как у всех стран, защищаемой пограничниками, а грузины считают её лишь линией разграничения между их независимой и суверенной территорией и территорией, оккупированной Россией. То есть, на грузинскую территорию, считают они, вторглись российские вооружённые формирования, захватили её, и назвали Южной Осетией. Но на самом деле, по официальному мнению Грузии, это никакая не Осетия, а самая настоящая Россия, и Южная Осетия является лишь незаконно аннексированной территорией. Так грузинам подаётся суть грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов

Есть страна Южная Осетия. Но кто-то решил, что война, и такой страны нет. Вместо страны есть некий набор «фактов», предложенный грузинскому и европейскому обществу для бесконечных негодования и ярости.

Один из них – это «ползущая колючая проволока». Она, как ядовитая змея, подбирается всё ближе к Тбилиси. Речь на самом деле идёт о государственной границе между Грузией и Южной Осетией, к которой осетины относятся как к настоящей границе, как у всех стран, защищаемой пограничниками, а грузины считают её лишь линией разграничения между их независимой и суверенной территорией и территорией, оккупированной Россией.

То есть, на грузинскую территорию, считают они, вторглись российские вооружённые формирования, захватили её, и назвали Южной Осетией. Но на самом деле, по официальному мнению Грузии, это никакая не Осетия, а самая настоящая Россия, и Южная Осетия является лишь незаконно аннексированной территорией. Так грузинам подаётся суть грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов 1991-2008 гг, называемых в Грузии грузино-российскими войнами. В таком случае более странного и нелогичного поступка со стороны России и представить невозможно.

Получается, Россия отхватила себе часть исконно грузинской территории (грузинской условно, так как Южная Осетия входила в состав Грузинской ССР в рамках СССР), но вместо того, чтобы действительно присоединить её к себе и включить в свои границы, она создаёт там новое независимое отдельное государство. Или грузины об этом не знают? Как не знают европейцы о статусе Абхазии и Южной Осетии, считающие эти страны такими же частями РФ, как, например, Чечню или Ингушетию. Это не шутка. Есть в мире такой удивительный факт. Так европейцам подаётся информация. Переубедить их почти невозможно. Граница прошла глубоким кровоточащим разрезом. На эту тему грузинам перманентно предлагаются душераздирающие истории о том, как кто-то не может попасть к себе домой, в свой сад. А как по-другому можно провести границы, когда реализуется право на национальное самоопределение народов после долгого нахождения в составе другого государства - СССР?

На официальные запросы МИД РЮО о проведении демаркационных мероприятий на границе грузинский МИД просто не отвечает. Точно так же как в 1991 году грузинами был полностью проигнорирован референдум о независимости Южной Осетии. Основанием для распространения информации о ползущей по направлению к Тбилиси колючей проволоке являются односторонние демаркационные мероприятия со стороны осетин. Время от времени из Грузии звучат комментарии на тему того, что раз уж пытаетесь установить границу, то делайте это «правильно». Граница между Южной Осетией и Грузией должна проходить не по границе бывшей Юго-Осетинской автономной области, что повторяло бы логику всех постсоветских национальных отделений, а почему-то по линии фактического противостояния между Южной Осетией и Грузией в период между 1992 годом и августом 2008 года. Понятно, почему.

-2

Тогда большая часть территорий Южной Осетии должны оставаться в составе Грузии. Сейчас между Южной Осетией и Россией существует соглашение об оказании российской помощи госорганам Южной Осетии в подготовке кадров и в целом становлении национальной погранслужбы, также осетинская сторона может привлекать пограничников по контракту из россиян. Этот факт скармливается грузинам, как защита российской погранслужбой своих границ. То есть, не своих, а захваченных. При этом Грузию совершенно не смущает, что ещё до ухода российских пограничников из Грузии США начали оказывать им помощь в создании дееспособной пограничной охраны, и была разработана специальная программа по техническому оснащению грузинских погранвойск

Всего в 1998—2001 годах на обеспечение охраны грузинских границ США предоставили 72 млн долл. Это значительная сумма, если сравнивать её, например, с военным бюджетом Грузии, который в 1998 году составил около 41 млн долларов, а в 1999 году — 24 млн долларов. Следующий «вопиющий» факт, раскручиваемый в грузинской прессе – российская военная база на территории Южной Осетии. На фоне пока лишь подготовки к размещению американской военной базы этот факт выглядит, наверное, ярче. База есть. Однако, не все знают, что Грузия неоднократно отвергала предложения российской стороны о военном сотрудничестве. После развала СССР спешным образом сворачивались действующие российские военные объекты, например, военная база в Батуми. Вместо неё предлагалось открыть совместный российско-грузинский антитеррористический центр. Саакашвили отказал России в этом и категорически отказал в рассмотрении политики нейтралитета. И понятно, почему: в Грузии совместно с НАТО открыты Центр обучения и оценок и Центр боевой подготовки США, а в миссии НАТО в Афганистане служат грузинские солдаты.

На территории Грузии проходят международные учения, обучение международного антитеррористического контингента, и грузинские порты часто принимают военные корабли Альянса. Наверное, можно и не называть это всё словом «База». Существует, однако, и миссия наблюдателей из ЕС, работающих на приграничной территории Грузия-Осетия по соглашению Саркози – Медведева от 12 августа 2008 года и регулярно рапортующих в Брюссель. Видимо, рассказать пока нечего. В 2008 году европейские специалисты официально признали Грузию зачинщиком конфликта. Есть и другие ползучие границы в мире, очевидно, проявляющие себя более явно.

А теперь новости. Не так давно на заседании комитета по политическим вопросам и безопасности парламентской ассамблеи ОБСЕ была принята резолюция, в которой содержится очередной призыв к России отменить своё решение о признании независимости Южной Осетии, ну и Абхазии, конечно. Эти вопросы вновь поднимались в ходе Женевской встречи в начале июля. В грузино-осетинском конфликте по-прежнему много непонятного. Россия приобрела в качестве сателлита формально независимое (квази)государство, которое, упорное не признаёт почти весь мир. Фактически – это максимально зависимый от России дотационный регион, обреченный быть не только чёрной дырой российского бюджета, но и источником вечных межнациональных и межгосударственных конфликтов, разжечь которые дело одного «не так занятого стула».

Получается, что Россия снова и снова помогает чужой государственности за свой счёт и ценой собственного имиджа. Однако политаналитики считают, что в сложившейся в 2008 году ситуации признание Южной Осетии и Абхазии было неизбежно. После нападения Грузии на Южную Осетию дальнейшие посреднические усилия, в которые были вовлечены ООН и ОБСЕ, потеряли всякий смысл. Более того, эти посреднические усилия ими часто использовались для манипулирования ситуацией, а эти два непризнанных государства, да и Россия вместе с ними болтались на «крючке неопределённости».

В России, безусловно, принималось мучительное решение, ибо всякое расхождение с позицией Запада по любому вопросу, а тем более по такому важному, как существование постсоветского пространства, для России очень опасно. Стоит упомянуть об идее, обсуждаемой на тот момент, некой конфедерации Абхазии и Южной Осетии, которая была бы открыта для последующего присоединения к Грузии. Такая идея была вброшена, но отвергнута и Абхазией, и Южной Осетией. И, собственно, агрессивное развитие событий с грузинской стороны не оставило конфедерации никакого шанса. А Грузия? Разве она хочет наладить отношения с Южной Осетией? Ведь для этого, как недавно отметил наш президент, грузинам нужно хорошо изучить собственную историю.

Автор Дарья Топадзе